«Лунная соната» была посвящена на самом деле не луне, а 18-летней девушке, и авторское название этой композиции – «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор». Об этом известно только знатокам истории музыки – как, вероятно, и о том, что точная дата рождения Людвига ван Бетховена до сих пор остается загадкой. Тем не менее это не помешает всем меломанам и читателям Fashion-concert отметить 16 декабря появление на свет великого «сумрачного» гения музыки.
Бетховен сказал новое слово в культуре, приведя музыку с подмостков развлекательного жанра к вершинам искусства. Он не только сделал основным инструментом фортепиано, имевшее более мощное, «оркестровое» звучание по сравнению с бывшим в моде клавесином, но и стал основоположником романтизма, с его яркими эмоциональными бурями в противовес изысканному классицизму.
Столь же революционными для современников были внешность и характер немецкого композитора, и лучше всего, пожалуй, их сумел запечатлеть художник Йозеф Штилер. Портрет, созданный весной 1820 года, является самым растиражированным изображением Бетховена. И неудивительно – в этой картине бездна уникальных деталей.
Во-первых, здесь показаны знаменитые непослушные вихры композитора: знакомые часто укоряли его за отсутствие «приличной» прически, однако Людвиг Бетховен не желал менять ее в угоду вкусам публики. Такое поведение было очень свойственно ему, нередко он открыто шел наперекор общественным устоям. Взять хотя бы случай в Теплице, ставший притчей во языцех и сюжетом для карикатурных рисунков. Легенда гласит, что однажды Бетховен и Гете во время совместной прогулки повстречали императора Франца в окружении его свиты. Гете, отойдя в сторону, отвесил глубокий поклон высочайшей персоне, Бетховен же прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
Во-вторых, выражение лица, горящие щеки и сосредоточенный взгляд портретируемого живо передают сильный характер и мятежный дух творца. Это, конечно, можно отнести и на счет условий, в которых работали художник с композитором. Известно, что Бетховен позировал для этого портрета четыре раза – необычно много, поскольку, по словам самого композитора, он был не в состоянии долго сидеть неподвижно. Он считал встречи с Штилером наказанием и согласился позировать ему только по просьбе друзей. Однако все-таки вышел из терпения раньше срока, и руки Бетховена Штилер писал уже по памяти.
В-третьих, Бетховен изображен в процессе работы, в самый сокровенный момент творчества, что тоже отвечает идеалам романтизма. Композитор уверял, что общается с Богом во время сочинения музыки и не жалел времени и усилий, желая добиться совершенства. Однажды один из скрипачей пожаловался ему на очень неудобный пассаж в одном из его сочинений. «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, – отвечал Бетховен. – Неужели вы считаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»
Портрет хранится в музее Beethovenhaus в Бонне, родном городе немецкого гения. Что интересно, эту и без того хрестоматийную картину настигла вторая волна популярности благодаря Энди Уорхолу, который в 1967 году взял ее за основу для своих изображений Бетховена.
Портрет вместе с вами рассматривала Татьяна Буланова
Интересно… После истории написания портрета начинаешь отчетливо видеть во взгляде композитора нетерпение.