Двадцать девятого октября кумир подростков 90-х и просто замечательная актриса Вайнона Райдер празднует свой 44 день рождения. Она всегда пользовалась огромным успехом у мужчин, что подтверждают хотя бы ее романы с Джонни Деппом и Мэттом Деймоном. Самым серьезным и длительным романом в жизни актрисы все же был и остается роман с кинематографом. О нем я и предлагаю вспомнить в день рождения актрисы.
Райдер не раз утверждала, что «не следует снимать фильмы, надо делать Фильм, тогда все получится – и роль, и жизнь». Для нее это не пустые слова, в них вся суть ее карьеры. Для Вайноны кино всегда было на первом месте и всегда с большой буквы. Она ратовала за киноискусство, стараясь быть максимально независимой от кинобизнеса и не ставить свою популярность во главу угла.
С такой ответственностью подходить к своей профессии Вайнону учили с самых ранних лет. Ее детство прошло в довольно необычной обстановке. Родители будущей актрисы – Майкл и Синтия Хоровитц (такова настоящая фамилия Вайноны) – в то время были активистами движения хиппи. Они занимались писательской деятельностью, редактировали книги. Отец актрисы заведовал книжным магазином и очень гордился своей коллекцией психоделической литературы.
Будущую актрису окружали хиппи, гомосексуалисты и любители запрещенных препаратов, что через много лет крайне пагубно отразилось на ее жизни и карьере. Однако Райдер стала такой, какой мы ее знаем, во многом именно благодаря столь необычному детству. Окруженная книгами девочка очень любила читать. Роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи» всегда был ее фаворитом. Однако, Вайнона любила не просто читать, но и разыгрывать сценки из прочитанных книги перед сверстниками и родителями. А когда семья Хоровитц какое-то время жила в сельскохозяйственной коммуне «Радуга», мать Вайноны устроила в амбаре небольшой кинотеатр для детей, и показывала там отнюдь не мультфильмы, а классику кино. Так маленькая девочка впервые окунулась в мир истинного киноискусства.
Привыкнув с детства смотреть серьезное кино, Вайнона особенным образом подошла к выбору первых ролей. В свои пятнадцать лет начинающую актрису не интересовали глупые и сентиментальные истории о первой школьной любви. Еще меньше ее увлекали детские сказки, которые она сама, будучи ребенком, никогда не смотрела. «В рабочих материалах к первым фильмам моих персонажей описывали двумя словами – невзрачная и придурковатая», — говорила актриса. В фильме тогда еще начинающего режиссера Тима Бертона «Битлджус» 1988 года, который принес Райдер первую популярность, она сыграла «готическую» Лидию, умеющую разговаривать с привидениями. В том же году она была взята в фильм «1969» на роль юной антивоенной активистки, которая точно приглянулась бы не каждой начинающей молодой актрисе. Вайнона каждой своей ролью доказывала, что даже в молодом возрасте ей по силам играть настоящие взрослые драматические роли, держа зрителя в напряжении.
Год спустя Райдер решилась на еще более смелый шаг – роль школьницы Вероники Сойер, которая вместе со своим другом Джейсоном Дином (в исполнении Кристиана Слейтера) убивала надоевших одноклассников, после называя их самоубийцами. Менеджер актрисы был категорически против этой роли и всячески пытался отговорить Вайнону, утверждая, что роль Вероники может погубить ее карьеру. Райдер не послушалась. «Клан Хэзерс» («Смертельное влечение») 1989 года поначалу был равнодушно встречен критиками, но после стал культовым для многих американских подростков.
В девяностых Райдер продолжала поддерживать имидж необычной и не по возрасту умной девушки, тем не менее в скором времени ей надоело играть ребенка, и уже в 1991 году Вайнона получила свою первую взрослую роль в фильме Джима Джармуша «Ночь на Земле». Роль была небольшая, но написанная специально для Райдер. Примерно в это же время Вайнона дважды была номинирована на премию Оскар и выиграла Золотой глобус за фильм «Эпоха невинности». В копилке актрисы есть даже номинация на Гремми 1995 за озвучивание дневника Анны Франк.
Вайнона Райдер зарекомендовала себя как характерная актриса, чего она и добивалась. Ее героини находились в постоянном конфликте с миром. Но чем труднее была роль, тем большим вызовом это становилось для Вайноны. Иногда трудности были физические, а не эмоциональные. Например, на съемках фильма 1997 года «Чужой: Воскрешение» актриса должна была сыграть довольно длительную сцену под водой. Райдер категорически отказалась от дублерши, хотя очень боялась воды, поскольку в детстве чуть не утонула.
С приходом нового века карьера Вайноны пошла на спад. Скандальный случай с кражей в дорогом магазине одежды в Беверли Хиллз и многолетнее, как оказалось, увлечение наркотиками сыграли свою роль. Крупных ролей стало гораздо меньше. Многие фильмы с участием актрисы терпели фиаско. Райдер дважды была номинирована на антипремию Золотая малина («Осень в Нью-Йорке» 2000 и «Миллионер поневоле» 2002).
Время диктует свои правила. Режиссеров и актеров все больше волнует бокс-офис. Как это ни печально, но профессионализм порой приносится в жертву деньгам. Для Вайноны материальные ценности никогда не были на первом месте. По словам Райдер: «Самая страшная ошибка индустрии – начать выплачивать актерам по 20 миллионов за фильм. Тут-то все и закончилось». Однако, хочется верить, что обаятельная, харизматичная и талантливая актриса еще вернется в большое кино и сыграет множество ярких и запоминающихся ролей.
«Когда мне исполнилось восемнадцать, я поспорила с Шоном Пенном. Он сказал: “Ставлю пятьсот долларов, что когда тебе стукнет тридцать, тебя будет тошнить от карьеры актрисы”. Я все никак не соберусь потребовать у него эти деньги».
От всей души желает актрисе успехов в ее день рождения Марина Гераськина.
Фотографии: http://winona-ryder.org, http://www.okino.ua, http://www.kinofilms.ua