Новая картина кино-гения Вуди Аллена, ставшего уже культовым режиссером, выходит на большие экраны 13 августа. Подходящее название, отличные актеры, но не самый лучший фильм великого Аллена. Попробуем разобраться, что к чему.
Один из самых ожидаемых фильмов августа появился на экранах мира еще в мае, а до нас картина, как это обычно и бывает, только дошла. Рецензии критиков резко разделяются и оценки выходят абсолютно разбросанными, как в положительную, так и в отрицательную стороны: от абсолютного ужаса до «щенячьего восторга».
Действительно, это кино не станет одной из лучших работ Аллена, но внимания оно заслуживает, да и времени относительно много просмотр не займет (фильм длится всего полтора часа и не слишком затянут).
Начинаются вступительные титры и все сомнения по поводу режиссера картины или неправильно выбранного зала отпадают. Тот самый белый шрифт на том самом черном экране. Режиссер – Вуди Аллен. Иррациональный человек.
Сюжет затейлив и неоднозначен. Он, как всегда, в картинах Вуди Аллена, насыщен тонким черным юмором, который помогает иронично глядеть на довольно жесткие ситуации, но в то же время поднимает серьезные темы смысла жизни и значимости того или иного человека в этом мире, вопросы морали и просто раскрывает разные виды любви, привязанности и одержимости.
Эйб Лукас переезжает в небольшой колледж преподавать философию после некоторого события, о котором ходит много слухов. Одни говорят, что его жена ушла к другому, другие говорят, что его лучший друг погиб на войне… Точно известно только то, что сейчас Эйб в глубочайшей депрессии: без остановки пьет виски, страдает от импотенции, ничего не пишет и вообще не видит смысла в жизни.
Отбоя от девушек у него нет: Рита – замужняя преподавательница – соблазняет его и затаскивает в постель, пытаясь помочь вернуть «вкус к жизни». В то же время Эйб находит удовольствие в общении со своей смышленой студенткой Джилл, которая водит его на выставки, разговаривает с ним на философские темы и без умолку рассказывает о профессоре своим друзьям и парню, небезосновательно ревнующему девушку.
Понять, почему пьяница с пивным животом так манит к себе женщин можно, пожалуй, только через одно простое наблюдение – девушки любят страдальцев и чем запущеннее случай, тем больше желание помочь герою. А у Эйба Лукаса ситуация абсолютно пропащая: он и сам в начале фильма говорит, что оказался на самом дне, и в тщетных попытках написать еще одну книгу про фашизм, лишь рисует в блокноте жуткие черепа и отрубленные головы.
Еще один важный факт характеристики профессора Лукаса (как и многих других героев зарубежных фильмов и романов) состоит в том, что он любит Достоевского, а в особенности «Преступление и наказание», что лишь подчеркивает его темную натуру и добавляет красок.
Вся жизнь Эйба приобретает смысл в тот момент, когда он вместе с Джилл подслушивает разговор за соседним столиком в кафе и решает вершить свою (и не только) судьбу сам. С этих пор он больше улыбается, нормально ест, не тянется к бутылке виски при каждом удобном случае и, наконец, начинает получать удовольствие в постели. Здесь, пожалуй, стоит остановиться в рассказе сюжета, дабы не спойлерить.
Главным и самым крепким плюсом фильма являются, пожалуй, актеры. Здесь Аллен не прогадал и как всегда устроил отличный кастинг.
Хоакин Феникс («Гладиатор», «Мастер», «Она», «Переступить черту») играет Эйба Лукаса – известного преподавателя философии, автора нескольких работ по данной тематике. Его харизма оказалась кстати для роли дамского любимчика. Образ главного героя удался ему на славу: все эмоции были отыграны феноменально – от безграничного пофигизма ко всему до сверкающего в глазах безумства.
Эмме Стоун («Магия лунного света», «Новый человек-паук», «Прислуга», «Бёрдмен») досталась роль студентки Джилл, отчаянно пытающейся помочь своему преподавателю. Большие влюбленные (порой даже безумные) глаза делают свое дело и позволяют поверить в нездоровую увлеченность, почти болезнь, профессором.
Паркер Поузи («Вам письмо», «Законы привлекательности», «Принцесса Монако») сыграла Риту – коллегу Эйба, попавшую под обаяние главного героя. Развязность, неудовлетворенность и возбужденность героини, готовой на всё, были очень убедительными.
В минусы фильма хочется отнести наивность сюжета. Все герои ведут себя довольно странно. В некоторые моменты хотелось спросить Вуди Аллена: «Ну неужели она так поступила бы? Вы показываете её как умную героиню, но вкладываете в её уста и действия вот такие вещи? Зачем?».
В итоге мы имеем фильм, которым стоит насладиться, во-первых, потому что это просто Вуди Аллен, а о его фильмах говорят многие и это уже сразу «маст си», во-вторых, именно для того, чтобы потом обсуждать «Иррационального человека» и поднятые им проблемы с бокалом вина в руках и видом знатока кинематографа. Раз фильм вызывает такие противоречивые отзывы, значит его точно необходимо увидеть.
Посмотрела фильм и попыталась не наспойлерить Полина Николайчук.
А что еще посмотреть в августе читайте в нашей большой кино-семерке.