Восьмого октября на большие экраны нашей страны вышла очередная картина про космос. «Марсианин» по одноименной книге Энди Уэйра получился свежим, динамичным и захватывающим. Почему еще стоит потратить время на его просмотр, мы решили рассказать вам в нашей рецензии.
«Марсианин» Ридли Скотта – это красиво снятая современная история Робинзона Крузо. Сравнить с чем-то или кем-то другим практически невозможно, ведь это история человека, который вынужден жить в полном одиночестве в течение нескольких лет, вот только не на необитаемом острове, а на планете Марс.
Выше описана суть, а различия с литературным героем кроются в деталях больших и маленьких. Во-первых, Марк Уотни – космонавт, оставленный своими коллегами на Марсе после бури на разведывательной станции ARES-III, а значит он все же имеет большее преимущество над своим дальним “другом по несчастью”.
На стороне Марка Уотни – техника, которая в большей части сломалась, но может хоть чем-то послужить ему. Во-вторых, на его стороне знания астронавта-биолога, что позволяет ему “колонизировать” Марс, чтобы выжить. Как? Увидите в фильме.
Мир, который уже успел похоронить космонавта, начинает с интересом наблюдать за программой по спасению героя, прокладывающего себе путь к выживанию и Земле своими невероятными знаниями, терпением и упорством.
Не стоит забывать, что фильм снят по книге Энди Уэйра, а значит многие из вас сюжет уже знают. Для тех же, кто хочет сохранить для себя интригу, в подробности вдаваться не будем.
Хочется отметить, что сам писатель (бывший программист) даже и не думал, что его рассказ понравится рядовым читателям. Его целевой аудиторией должны были стать разбирающиеся в технике люди, а в итоге, его роман читают и женщины, и мужчины, и весь мир жаждет увидеть экранизацию Ридли Скотта – гения красивых и сильных фильмов.
Над сценарием же фильма потрудился Дрю Годдард, для которого работа с таким именитым режиссером была действительно восторгом.
«Я до сих пор помню свое место в кинозале, когда я первый раз увидел на экране Роя Бэтти и си-лучи, мерцающие во тьме возле ворот Тангейзера, в фильме «Бегущий по лезвию» (мне было семь лет), — рассказывает сценарист. – Все, что я написал, несет отпечаток влияния Ридли Скотта; его фильмы встроены в мою творческую ДНК. Возможность работать с ним стала подлинным воплощением мечты».
Красивые виды, юмор и хорошая музыка. Все это наполняет фильм таким прекрасным настроением и атмосферой, что отрываться не хочется. Все напряженные моменты в фильме проходят довольно быстро и сглаживаются чем-то позитивным. Уже после просмотра фильма, например, выяснилось, что его продолжительность — 2 часа 20 минут. Поверьте, это абсолютно не чувствуется, а кажется даже удивительным.
Самое приятное во всем фильме, да и отличающее его от других работ научно-фантастического жанра – это юмор. Им пропитан весь фильм, но в очень небольших, точных и своевременных пропорциях. Об этом говорит и сам Мэтт Дэймон:
«Мне нравился юмор, не только Марка Уотни, но и других персонажей. Здесь комедийный тон не превращается в развязный и удачно дополняет насыщенный драматизм ситуации, а это не часто встречается в научно-фантастическом жанре».
Нельзя не отметить и самого Мэтта Дэймона, который, к слову, в день выхода фильма на российские экраны отпраздновал свой день рождения. С нашей стороны было бы кощунством, не обратить внимания на отличную игру актера, который не переигрывал, а позволял поверить в реальность происходящего.
Кстати, этому способствовало также и использование камеры GoPro, которая в фильме «исполняла роль» бортового компьютера (и не только) и была для главного героя «другом», не позволившим сойти ему с ума, ведь каждый сол (так назывались «дни» на Марсе) он записывал все свои наблюдения, эксперименты и переживания на камеру, как в дневник.
Если говорить о других актерах, нельзя не отметить Джессику Честейн, которая сыграла командира Мелиссу Льюис. Для них с Мэттом Дэймоном появление в подобного рода фильме происходит во второй раз, но здесь они играют другие роли и трогают за другие струны, несмотря на некоторые сходства в ролях.
Строгий командир, любящий музыку 70-х годов, на самом деле человек обычный. Она переживает за оставленного друга и, таким образом, вносит немного раздора в отношения команды, как любой обычный живой человек, способный на чувства и ошибки. В фильме вообще нет фарса военной выдержки того или иного работника NASA. Все довольно комфортно, и, смотря на экран, ты забываешь даже, что действие происходит в космосе. Это не тяготит, а лишь придает фильму массовости и желания его пересмотреть со временем.
Нельзя не выделить и игру актеров, исполнивших роли решительных начальников программы, которые пытаются уладить проблемы с Земли. Среди таких актеров заметно выделяется Кристен Уиг. Ей довелось сыграть директора пресс-службы, которая вечно находится на перипетии между работниками NASA, не желающих раскрывать никакой информации в целях сохранения своего лица, и журналистами, которые наоборот жаждут узнать все подробности о ходе операции.
Выделяются также своими яркими и очень характерными ролями Джефф Дэниэлс, сыгравший Тедди Сандерса – директора NASA, и Чивитель Эджиофор, который надел на себя маску директора NASA по экспедициям на Марс – Винсента Капура. Шон Бин же не оставит вас равнодушными к своему герою – Митчу Хендерсону, руководителю полета операции ARES-III, который готов пойти против желания своего начальства, лишь бы поступить по-человечески.
Выйдя из кинотеатра, вы ни за что не забудете роль Дональда Гловера (Рич Пернелл – специалист по расчету орбит), внесшего юмора в отношения между начальством станции. Такой же ролью далеко не первостепенного персонажа запомнится вам и Бенедикт Вонг (Брюс Энджи – директор лаборатории).
Восхищают также виды Марса, которые снимались в студии и совмещались потом с видами долины Вади-Рум в Иордании. Красные пески, скалы… Более идеального места для съемок такого фильма было и не найти: фильм обретает сочную насыщенность красок и погружает тебя в атмосферу этой загадочной планеты. Ни на секунду не сомневаешься, что Марс именно так и выглядит.
Земля же в фильме напротив практически не показывает своих пейзажей. Несколько кадров съемки толп на столичных площадях мира, космическое управление Китая, и американский NASA – вот все чем хвастает планета. Все что происходит на нашей планете происходит в зданиях. Таким образом фокусировка идет на жизнь на Марсе.
Сейчас вас, наверное, не покидает вопрос «почему в списке мест не перечислена Россия?». Все верно, это не ошибка автора или что либо еще. В фильме, как и в книге, нет помощи со стороны России – одной из главных космических держав. Что это – политика или просто сценарное упущение, давайте не будем разбираться, а посмеемся и ответим, как космонавты: «Русские занимаются освоением Луны».
Теперь вы попросите перечислить минусы фильма, которые наверняка должны быть у картины. Так вот, слушайте. Минусов у «Марсианина»… практически нет. В этой захватывающей картине минусы бросаются в глаза лишь в технической составляющей. Но их так мало, в сравнении с огромным количеством плюсов, что они практически ничего не весят.
Во-первых, хочется дать зрителям совет не переплачивать за стоимость 3D очков, а идти смотреть картину в обычном формате. В первом варианте, вы не получаете ничего, кроме боли в глазах, а это, согласитесь, неприятно. Здесь встает тот самый вопрос, который хочется задать многим создателям кинолент: «зачем 3D?».
Во-вторых, в фильме есть ляпы, которые появились из-за недоработок монтажеров фильма, которые этого не заметили. (Глядите в оба на макет (но не забывайте слушать), когда увидите сцену с обсуждением облегчения кабины, в которой Марк должен будет выбираться с Марса). Но, с другой стороны, нужно же было создателям оставить что-то на обсуждение в телепередачах, где ищут киноляпы? Лишнее обсуждение фильма, еще никому и никогда не мешало. Просто не хочется в таком, замечательном фильме искать минусы, ну правда!
Вообще, у Ридли Скотта получилось складное кино, без лишних философских разговоров по душам, чего было достаточно, скажем, в «Интерстелларе»; без длительных съемок космического пространства, как в «Гравитации»: в этом фильме все сбалансировано и интересно каждому. На фильм стоит пойти как парню, который увлекается космосом и уфологией, так и его девушке, которая любит добрые истории, где можно прослезиться, и хороших актеров.
Не стоит бояться фильма и ярым поклонникам книги. Впечатление испорчено не будет. Это гарантируют и российские космонавты, которые после прочтения книги, с учетом всего багажа знаний за спиной, фильм хвалят. Да, они говорят, что с технической точки зрения, правды там мало, но тут же добавляют, что нельзя забывать о художественности этого фильма, который не должен напрягать своей научностью.
В общем, советую быстрее покупать билеты в кино и отвлекаться от своих проблем в темном зале, глядя на отличную игру Мэтта Дэймона.
Переживала за главного героя Полина Николайчук
Источник фото: kinopoisk.ru