5 апреля на сцене ГКД «Радио Шансон» представит лучших артистов жанра. За два месяца до события мы встретились с будущим лауреатом премии «Шансон года-2014» Михаилом Шуфутинским…
-Михаил Захарович, где и когда вас застала новость о том, что вы вошли в число номинантов премии «Шансон года-2014»?
— Это было в конце января. Я тогда был в Лос-Анжелесе.
Вдруг звонят из Москвы, с «Радио Шансон» и говорят: «Михаил Захарович, не забудьте, 4 и 5 апреля у вас репетиции в Кремле! Поставьте в свой график!».
Я спрашиваю: «А что это за репетиции такие?».
На другом конце трубки удивились: «Как?! Вы не знаете? Вы же в числе номинантов «Шансона года», поздравляем!!!».
Вот так, на другой части Земли, я и узнал, что зрители вновь проголосовали за меня как за будущего лауреата этой премии. И я безмерно этому рад!
Это настоящий подарок к моему дню рождения, который я буду отмечать в апреле. Лучшего для артиста и не придумаешь !
— С какой песней планируете блеснуть в Кремле? Судя по показателям народного хит-парада «Шансон года-2014», уверенно лидирует песня «Таня-Танечка», какая-то моя тезка…
— (Смеется). Ну вот, «Танечку» я и спою! Это действительно очень милая песня, приятная на слух. Я рад, что слушатели «Радио Шансон» ее так высоко оценили. Да и имя Танечка само по себе душевное очень.
— А вообще с Танечками у вас в жизни складывается? Какую энергетику несет вам это имя, которое в переводе с греческого означает «устроительница/организатор»?
— Ну, далеко не все Танечки бывают организаторами, уверяю вас! А само имя чудесное, позитивное. И на музыку очень хорошо ложится. Так что поётся эта песня очень легко.
— Кто написал для вас «Танечку»?
— Это Александра Сутормина рук дело! Саша замечательный поэт и музыкант, и вообще человек очень разносторонний. Окончил консерваторию по классу вокала и еще спортивный институт по специальности «боксер».
Это он, кстати, написал для меня песню «Пацаны, пацаны, выше якоря!», которую я часто исполняю на концертах.
И вот однажды я услышал в его исполнении его «Таню, Танечку». И так она мне на душу легла, что я сам решил ее спеть. Вот так «Танечка» и вошла в мой репертуар, а затем появилась на верхних строчках хит-парада «Шансон года-2014»…
— Сложно представить другого артиста, кто бы, как вы, постоянно становились лауреатом «Шансон года». Но в интервью вы всегда говорите, что перед выходом на сцену Кремля волнуетесь, как в первый раз. Можно ли как-то обозначить эти чувства?
— Да, я волнуюсь.
Холодные ли у меня при этом руки, я даже не знаю – это нужно, чтобы кто-то в этот момент мои руки держал бы в своих руках. Желательно, чтобы это были женские руки, конечно…(Улыбается). Но рук таких обычно под рукой не оказывается, поэтому я всегда стою, волнуюсь, меня бьет озноб, а про себя думаю: «Ну ты же знаешь, что все будет хорошо!!! Оркестр сыграет безупречно, ты споешь, как положено, поэтому и зритель тебя хорошо примет…». Но эти аргументы обычно не помогают. И я всегда стою за сценой, жду объявления своего имени и…волнуюсь!
Это волнение с годами не исчезает. Привыкнуть к тому, что тебя и твою песню ежегодно выбирает народ, невозможно! Тот, кто не волнуется перед выходом на сцену, возможно, очень много с годами растерял как артист, или остыл как-то…
— Как вам ощущается зал Государственного Кремлевского дворца?
— Он очень хорошо подходит для таких ярких праздников как «Шансон года». Его торжественность я всегда чувствую, даже стоя за кулисами. А уж когда выхожу на сцену, то вдвойне!
— В последние годы церемония вручения премии «Шансон года» устраивается дорого и пышно: новые технологии, живой звук, всевозможные видео-инсталляции, сложные цирковые элементы и прочие европейские «навороты». Не отвлекает ли всё это от смысловой составляющей песен шансона? Или все это дань моде, мировым трендам и, значит, все в порядке?
— То, что церемония «Шансон года» представляет сегодня образец добротного европейского шоу – это не просто хорошо, это здорово!
Ведь это сегодня, по сути, красочный музыкальный спектакль, в котором участвует не один, а много артистов. И зритель, который пришел на этот концерт, подспудно ждет зрелища.
Нам, исполнителям, интересно не только передать зрителю музыку и слова песни, но и помочь в оживлении самой этой песни, материализовать ее. Поэтому зрелищность в таком шоу как «Шансон года», совершенно не мешает. Она необходима.
В сольном концерте другая история. Артист тет-а-тет со зрителем. И здесь первичны слова, музыка, диалог. Да и то сегодня артист, выступая сольно, использует какие-то технологии. Например, задний экран, где во время песни оживают какие-то образы, или яркий луч света, направленный на него, на его гитару или рояль… И этого может быть достаточно.
Но когда на одной сцене выступает порядка 20-30 артистов, это должен быть настоящий праздник, зрелище! Как, собственно, его и делает всегда «Радио Шансон» на своей церемонии в Кремле.
— А как будут «оживать» на «Шансоне года» ваши песни?
— Пока не знаю, не решил. К тому же нужно послушать, что мне предложит режиссерско-постановочная группа. Люди там талантливые, каждый раз что-то оригинальное предлагают. У меня будет две песни, одна из которых «Танечка». Две эти песни совершенно разные в плане возможной постановки их на сцене. Только не спрашивайте, что я буду еще петь. Не хочу, чтобы исчезла интрига…
— Зная, с какой любовью вы относитесь к женщинам, можно предположить, что на сцену вы выйдете не один, а, скажем, в сопровождении ваших прелестных «Атаманш» из шоу-балета…
— Даже если я и выйду на сцену один, это нисколько не уменьшит мою любовь к женщинам! (Смеется)
Мы просто пока это не решили. Бывает так, что окончательное решение по постановке песни приходит прямо за день-два до начала шоу. Самая точная версия. И тогда песня оживает…
— Когда идет голосование за лучших артистов шансона, слушатели обычно отдают свои голоса за известные имена, тех, кто уже на слуху. И молодым исполнителям очень трудно с вами конкурировать! Скажите, какие песни сегодня нужно нести в народ, чтобы потом оказаться с вами, Михаил Захарович, на одной сцене в Кремле?
— Нужно, чтобы песня стала хитом, чтобы она всем понравилась, чтобы трогала за живое.
Как создать такую песню, чтобы за нее голосовали тысячи людей? Как ее спеть? Не знаю.
Тот, кто однажды ответит на этот вопрос, должно быть, получит Нобелевскую премию. Тут, с одной стороны, рецептов много, с другой – нет.
Но вообще все это близко к истории, которая случилась с Модестом Петровичем Мусоргским. Когда его спросили, как же он пишет свои знаменитые оперы, знаете, что он ответил?
«Сам не знаю…Как Бог на душу положит!».
Фото: Илья Россиков, Виктор Горячев
Беседовала: Татьяна Феоктистова