О новом Доме винтажной музыки и его удивительном «обитателе» Жорже Сергееве не упомянул этим летом только ленивый. Новые проекты самого живого музея Москвы, где все поет и все играет, сыплются с лент новостей как из рога изобилия, в то время как его живая достопримечательность не дала ни одного эксклюзивного интервью. Портал Fashion Concert сделал это первым, подловив Жоржа Сергеева на ВДНХ, прямо у дверей музея.
— Жорж, не пора ли отбросить ложную для артиста скромность и рассказать поклонникам, кто вы и откуда?
— Ну, прямо скажем, скромность – это вообще не моё. Если бы у меня была эта добродетель, вряд ли бы я, проучившись четыре года на юридическом факультете и благополучно завалив пару сессий, не возомнил бы себя вдруг артистом мюзик-холла. Было это так: я просто решил, что хочу и могу петь. Хотеть я хотел, но уметь-то, конечно, не умел совершенно. Однако же, моя наглость принесла свои плоды – я подружился с пианистом Даниэлем Масловым, профессионалом с огромным стажем и как-то раз, придя на его выступление в один музыкальный клуб, попросил его мне саккомпанировать. Пел я, как сейчас помню, «Хэлло, Долли» и «Дорогой длинною». Я не попал в половину нот, и публика, естественно, в восторг не пришла. Когда я вернулся за свой столик, сидевшая за соседним столом подвыпившая дамочка обратилась ко мне: «Молодой человек, кто вам сказал, что вы можете петь?» Я ответил: «Я сам себе это сказал. И я буду петь. И через несколько лет публике это начнёт нравиться». Это было лет семь назад. Что ж, слово свое я сдержал. Правда, для этого моей наглости пришлось уступить место жесткой самокритике и непрерывной работе над собой.
— Открытие Дома винтажной музыки один-в-один совпало с вашим здесь появлением. Кто кого нашел первым и в чем был главный смысл вашей love story с музеем ретро-аппаратуры, открытым на ВДНХ?
— Мы просто нашли друг друга, тут по-другому не скажешь! Директор музея Кристина Беленькая по «наводке» нашего с ней общего знакомого, артиста и историка культуры Алексея Котельваса, почтила своим присутствием моё выступление незадолго до открытия музея. И пригласила меня нанести ответный визит в Дом винтажной музыки. Так, за месяц до официального открытия, я впервые увидел воочию потрясающую коллекцию, собранную Кристиной и ее супругом. Честно сказать, изначально шел я сюда с целью договориться о своих выступлениях в концертном зале музея, но в итоге стал ещё и вести экскурсии два-три дня в неделю. Слишком уж заманчивой была перспектива рассказывать гостям музея об истории популярной музыки на протяжении прошлого века, ведь как артист я как раз и исполняю популярные песни первой половины ХХ-го века. Коллекция ретроаудиоаппаратуры поистине уникальна, её составляют редчайшие образцы фонографов, граммофонов, радиол и, конечно, пластинок. По масштабу своей коллекции – а ее собирали 17 лет! – Дом винтажной музыки на ВДНХ достоин того, чтобы попасть в Книгу рекордов России, а может и Гиннеса. Люди приходят, раскрывают в восторге рты и тут же хватаются за свои мобильники – фотографировать. Для нас это всегда комплимент.
— Правда ли, что вы стали первым, кто обнаружил способность одного из экспонатов, радиоприемника 30-х годов, «ловить» волны популярных российских радиостанций?
— Было такое дело. Включил я как-то из любопытства приемник «Мак-Майкл» 1937-го года выпуска (сделан он был, между прочим, фирмой-поставщиком Двора британской королевы), а он возьми и поймай радио «Монте-Карло». Я, понятное дело, обалдел. Потом выяснилось, что ловит он и многие другие наши радиостанции. Как это происходит, вы меня не спрашивайте. Я в технических вопросах не силён. Для меня самого это практически чудо, которое я теперь показываю гостям музея, как какой-нибудь аттракцион.
— В Доме винтажной музыки вы выступаете в нескольких амплуа: пару раз в неделю вы экскурсовод, а по субботам – артист мюзик-холла или переводчик шедевров немого кино. Самому-то вам что ближе?
— Мюзик-холл для меня, конечно, всегда был, есть и будет на первом месте. В этом жанре я реализую себя в полной мере – и как певец, и как актёр, и как поэт-песенник, и как драматург – ведь я сам пишу и сценарии к своим постановкам, и русские тексты к песням эпохи мюзик-холла, которые мы исполняем с моей коллегой, очаровательной джазовой певицей Валерией Пироговой.
Но, вообще говоря, каждое из этих амплуа интересно по-своему. Например, вести экскурсию и видеть, как у людей загораются глаза в момент включения какого-нибудь уникального аппарата – это тоже, поверьте, большое удовольствие! Ну а проект «Кино-Мюзик-Холл», в рамках которого демонстрируются шедевры немого кино с музыкальным сопровождением пианиста и композитора Даниэля Маслова и моей авторской закадровой «озвучкой» – это мое давнее и очень любимое «детище», которое стало реальной фишкой музея. Этот проект существует уже почти 7 лет, и до сих пор интерес публике к нему не ослабевает.
— Кстати, о кино. На сеансах вы не даете подстрочный перевод, а предпочитаете авторскую версию с изрядной долей юмора, иронии, а подчас и сарказма. Вы что же, бросаете перчатку Леониду Володарскому? Ведь именно его переводы открыли советским людям западные фильмы, которые раньше можно было увидеть только дома на видеомагнитофоне?
— К Леониду Вениаминовичу Володарскому я отношусь с безграничным уважением, и никакую перчатку ему, конечно же, не бросаю. Тем паче что мы с ним, если так можно выразиться, пашем на разных нивах: вряд ли ему интересна озвучка немых фильмов. Ну а я, в свою очередь, не занимаюсь переводом кинолент 1980-х – 1990-х, равно как и современных фильмов. При этом не могу не отметить, что я рос на переводах Володарского, и их безупречное качество ещё в детстве вызывало у меня восхищение и желание заниматься чем-то подобным.
— Леонид Володарский уже приходил к вам в музей на проект «Кино-Мюзик-Холл»?
— Пока нет. Но я был бы очень рад лично с ним познакомиться и пожать ему руку. А уж поговорить-то нам явно будет о чем! Так что пусть только придет!
Тем более, что в планах музея- приобретение нового экспоната- видеомагнитофона конца 80-х годов, знаменитого ВМ-12 и показ с его помощью, как раз таки, тех самых фильмов в переводе Володарского. Это будет новая «фишка» нашего музея.
— Какие еще проекты приготовил к новому сезону Дом винтажной музыки на ВДНХ и на что будет сделан акцент: на музыку, кино или что-то еще?
— Программа осени будет разнообразной – концерты ретро-исполнителей, творческие встречи со знаменитостями. Ну и моим проектам место тоже нашлось, чему я очень рад. С особенным нетерпением я жду тех дней, в которые мы с моей коллегой Валерией Пироговой будем играть камерный мюзикл «Начало прекрасной дружбы». В мюзикле звучат 15 песен-хитов американской и европейской эстрады 1920-х – 1950-х в переводе на русский язык. Несколько текстов песен, кстати, я написал непосредственно в Доме винтажной музыки, в рабочее время. Вот и берите после этого артиста работать экскурсоводом!
Беседовала Татьяна Феоктистова