Однажды советский поэт В.И. Лебедев-Кумач придумал совершенно правильные и однозначные слова:
«Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!»
И действительно, песня может стать нашим лучшим другом, с которым мы вместе едем на работу, стоим в очереди, или же просто отдыхаем. С песней нам комфортно и легко на душе. Она сопровождает и понимает нас и когда нам плохо, и когда мы готовы буквально летать от радости. Она лечит нашу душу. А любимая песня не просто лечит, но и дает необходимую защиту от вреда не всегда справедливого окружающего мира.
Вот и в этот вечер 8 марта в Великом Новгороде на своеобразную вакцинацию пришли поклонники группы Мельница, чтобы за час с небольшим стать как минимум на год счастливее и здоровее. В зале наступила тишина, музыканты вышли на сцену, вышла Наталья, зазвучали первые аккорды композиции «Чужой» из альбома «Перевал» 2005 года, и реальность на мгновение отключилась и наполнилась чарующими звуками ее чистого голоса. Слова и музыка настроились на ту же волну, на которой звучал ритм сердец истинных поклонников музыкантов.
Было своеобразной пыткой стараться усидеть на своем законном месте в зале, что доказывал ритм, отбивающий сотнями пар ног в такт со звучащими мелодиями. Акустические версии композиций перемешивались с электронными, что создавало ощущение сказочности всего происходящего. И несмотря на то, что Наталья перед своим выступлением извинилась за то, что группа отыграет усеченную версию концерта, недовольных этим фактом не было. Да их и не могло быть, ведь музыка призвана делать людей счастливыми не зависимо от того, как долго она звучит, а музыка группы Мельница наполняет своих слушателей теплотой уже с первой минуты выступления.
На бис прозвучали композиции «ЭлектроМора» и «Гори, Москва!», и тут зрителей уже было на остановить. Подскочив со своих мест, все пустились в пляс, не взирая на то, что концерт проходил не в клубе, а в концертном зале. Зрители танцевали в проходах и у сцены, около своих мест и на балконе, а музыканты в свою очередь выкладывались по полной, танцуя на сцене и заводя всех своими удалыми композициями. Концерт был окончен, группа традиционно вышла на поклон, ставя своеобразную точку в своем выступлении, а зрители расходились по домам счастливые и довольные, и, возможно, мир для них стал чуточку лучше.
Перед концертом нам удалось задать несколько вопросов солистке группы Наталье О’Шей и стать к ней немного ближе, чем, может быть, получается у большинства ее слушателей.
Fashion concert: Маленькая когда-то группа Мельница из «милого сказочного существа» превратилась уже, можно сказать, в Мельничный завод, собирающий огромные залы. Не создается ли у вас, каждый раз выходя на сцену, некой иллюзорности всего происходящего? Не хочется себя ущипнуть каждый раз?
Наталья О’Шей: Мне всегда себя хочется ущипнуть. Я все время себя чувствую, как героиня Рейчел Вайс в фильме «Мумия», когда они сидят с героем Брендана Фрейзера, и она ему говорит: «А знаешь кто я такая? Я — библиотекарь». Вот и я себя ощущаю постоянно таким вот библиотекарем. Иногда это мне мешает, не хватает здорового «пофигизма», собственного ощущения звезды, ощущения нормальности того, что происходит, и веры в то, что мы соберем полный зал. Хотя я понимаю, что, может, это и неплохо, что у меня есть такое «библиотекарство».
Fashion concert: Когда все музыканты заняли свои позиции, зазвучали первые аккорды, с каким, может, словом Вы переступаете порог, отделяющий зону backstage от сцены? Есть ли у Вас какой-то личный ритуал перед выходом на сцену.
Наталья О’Шей: Я никогда не отделяю себя от группы, и это моя принципиальная позиция. Я не люблю, когда некоторые артисты говорят, разделяя, вот он «я», а вот мои музыканты. И даже, если взять мои концерты «Хелависники», то в них опять же принимает участие вся моя группа. Отличия лишь в том, что на «Хелависниках» в процентном соотношении тружусь больше я, чем моя команда.
Fashion concert: Давайте мысленно перенесемся в клуб Форпост 29 октября, где группа Мельница выступила со своим первым концертом и вспомним о Ваших ощущениях, они еще повторялись? Были ли они самыми сильными в вашей карьере?
Наталья О’Шей: Нет, они регулярно повторяются. Тогда было ощущение, что нам нечего терять. И в очередной раз, когда мы делаем какой-то скачок выше головы, например, презентуем новую пластинку, играем на большей площадке, чем раньше, едем в совершенно новый для нас город, ощущение, что «нам нечего терять» каждый раз возвращается, ведь позади нас вот этот вот «завод».
Fashion concert: Будут ли у Вас дуэты помимо Эдмунда Шклярского и Лусинэ Геворкян, с которыми мы Вас видели на Рождественских концертах? Возможен ли дуэт с Валерием Кипеловым, о котором Вы однажды упоминали?
Наталья О’Шей: Посмотрим. Мне бы, конечно, хотелось поработать с Валерием Александровичем. Все зависит от многих причин, и от того, насколько человеку интересен конкретный трек, и от того сможет ли он выбраться и поучаствовать в концерте. Признаться, я была очень довольна тем, как у нас прошло сотрудничество с Эдмундом Шклярским. Я надеюсь, что это было не в последний раз. Я знаю, что ему наша совместная работа тоже понравилась.
Fashion concert: У Вас появились новые концертные костюмы, сшитые индивидуально по меркам. А так ли важно то, в чем группа выходит на сцену? Ведь можно в джинсах и майках собирать стадионы.
Наталья О’Шей: Наши костюмы частично и состоят из джинсов и маек. Другое дело, что все сшито по меркам и четко определено по цветам. У нас даже была целая мифология этих костюмов. Я говорила: «Катя, сделай, пожалуйста, ему вот такую вот майку, чтобы она была белая, но такая, как будто он ее снял только что с трупа» (смеется). Я хотела, чтобы мы все выглядели то ли стрелками Стивенкинговскими, то ли Индианами Джонсами, то ли Джедаями. И для меня было важно, чтобы костюмы на сцене смотрелись цельно, и ни в коем случае не театрально. В нашем случае они готовились так, чтобы всем было в них удобно. Именно поэтому все штаны у мальчиков – это джинсы или вельветовые мега шорты. Они сделаны таким образом, что легко вылезая из самолета и спрыгивая с крыла, можно спокойно уйти в джунгли.
Fashion concert: В Ваших клипах нет никакой сказочной составляющей, несмотря на то, что в песнях она безусловно присутствует. Это сделано намеренно?
Наталья О’Шей: Это намеренно. Я не люблю клипы, которые иллюстрируют песню, я не считаю это необходимым. Ведь все итак уже есть в песнях. Я считаю, что это выглядит, как «масло масляное». Для меня в первую очередь важен общий визуальный ряд, общее ощущение от клипа. И в целом я не очень люблю сюжетные клипы, мне кажется, что их время уже прошло. Или же сюжет клипа должен быть другим, не имеющим к песне никакого отношения.
Fashion concert: Вы завоевали премию «Чартова дюжина». Скажите, пожалуйста, тяжела ли она народная премия?
Наталья О’Шей: (смеется) Сама эта штука очень тяжелая. На самом деле, в первую очередь я сама перед собой каждый раз должна оправдывать свой статус и доказывать самой себе, что я все делаю правильно. И если я могу доказать самой себе что-то, то тогда другим и подавно.
Fashion concert: Были ли у Вас банальные случае не выполнения бытового райдера? И что Вы в таком случае делаете? Отменяете концерт?
Наталья О’Шей: Были конечно. Иногда мы угрожаем отменой концерта. Например, если у нас заказан хороший спальный автобус, а нам предоставляют маршрутку, где мы сидим друг у друга на головах, то это повод серьезно поговорить с промоутором и возможно больше с ним не работать. Был и совершенно фантастический случай, когда промоутеры выступили в образе одноразовых жуликов. Эта ситуация случилась с нами тогда, когда мы приехали второй раз в Беларусь. Нас поселили в пансионат с дырявыми матрасами, а на завтрак достали из холодильника вчерашний куриный салат. Позже, приехав на площадку, мы обнаружили, что там ничего нет. На вопрос, а где же пульт, нам ответили, что пульта у них нет, поскольку сегодня в городе выступает Агата Кристи, и пульт отдали им. А то, что апельсинов нет в гримерке, так это вообще сложный вопрос, так как в Минске сейчас их просто невозможно купить. А потом выясняется, что у главного организатора украли кошелек, где лежал весь наш гонорар. В итоге, частично денег мы от них дождались, но выступать вышли с часовым опозданием. Уже после выступления за несколько часов до отправления поезда, выясняется, что организаторы «смылись» вместе с автобусом. Мы остались без денег, и благодарная Минская публика проводила нас до метро, зрители объясняли бабушке контролерше, что мы Московская группа, которая опаздывает на поезд. Спасибо им всем большое.
Fashion concert: Фестивали и open air для Вас, как глоток адреналина, или необходимость в работе? И на каких фестивалях мы Вас увидим уже в этом году?
Наталья О’Шей: Мы будем принимать участие в Тюменском фестивале в середине июля, в Дикой мяте под Москвой, на Нашествии естественно, а дальше пока не знаем. Фестивали вообще это отдельная часть работы, которую нужно выполнять. Хотя работать на них бывает весело и приятно, при условии, что фест хорошо организован. Ведь это совершенно отдельный тип работы, где тебе за фестивальный сет из 5 песен надо выдать свой максимум, выйти и сразу включиться, зацепить зрителей. Иногда бывают странные ощущения, когда ты приехал на фест, «отчекался» с утра, потом часть дня непонятно чем занимаешься, приходишь на площадку в свое время, поешь свои 5 песен, а потом тебе очень хочется продолжить, а тебе организаторы говорят: «Все сходите со сцены, backline надо разбирать, пришла следующая группа».
Fashion concert: Помимо всего прочего Вы еще и дизайнер одежды и аксессуаров. Где их кроме шоу-румов в Москве можно потрогать и посмотреть? Как вообще возникли Ваши дизайнерские дуэты с Натальей Лапкиной и Катериной Кочетковой?
Наталья О’Шей: Вы правы, посмотреть и потрогать, конечно, можно в первую очередь в шоу-румах в Москве. Приезжайте. В Санкт-Петербурге, к сожалению, у нас нет возможности снять дополнительные места. А если говорить о том, как это все возникло, то марка SnakeS (примечание ред. работа совместно с Катериной Кочетковой) возникла от идеи пошить всей команде костюмы, что мы и сделали в итоге. С Наташей Лапкиной нас связывает многолетняя дружба, она мать моего старшего крестника. И мы с ней разделяем в определенном смысле странный вкус в одежде и аксессуарах. В какой-то момент мы поняли, что ничего для себя найти не можем и решили попробовать что-нибудь самим сделать. Здесь решили заказать ткань, здесь договорились о пошиве и стали все это сами носить. И получилось так, что многие начали спрашивать, а где вы это взяли, а нам тоже надо. Вот так и возникла марка Mitzi Dupree.
Fashion concert: Если Вас и Ваше творчество сравнить с жанром литературы. То вы к какому себя отнесете?
Наталья О’Шей: Я магический реализм. Я Маркес. И музыка тоже.
Алексей Кожанов: Музыка – реальная магия
Наталья О’Шей: Вот точно, молодец.
Fashion concert: В какой части дома Вас можно встретить чаще всего?
Наталья О’Шей: На кухне, за готовкой, с наушниками, одной рукой я помешиваю плов, второй делаю салат, третьей ставлю пометки, где надо поднять тональность, где еще что-то сделать.
Fashion concert: Т.е. готовить Вы любите?
Наталья О’Шей: Да
Fashion concert: Тогда просим Вас для поклонников рассказать какой-нибудь быстрый рецепт от Хелависы. Поделитесь секретом.
Наталья О’Шей: Этот рецепт будет действительно быстрым, но надо будет подождать, пока блюдо приготовится. Берем не слишком жирный кусок свинины или индюшки. Намазываем кондитерскую бумагу тонким слоем масла, кладем на противень. На него кладем эту самую свинью или индюшку, после чего истыкаем ее ножом «со всей дури» и шпигуем целыми дольками чеснока, каперсами и вялеными томатами. Все это ставится в духовку часа на 2 при температуре 200-210 градусов. И где-то раз в полчаса необходимо поливать все столовым вином. Т.е. в магазине надо купить вино, на котором написано «вино белое столовое». Пить его нельзя, а для готовки использовать можно. А дальше ждем. Все остальное время можно заниматься чем угодно, делать домашнюю работу, пылесосить, заниматься с детьми. Просто раз в полчаса подходить и чуть-чуть подливать, а потом съесть (смеется).
Над материалом работала — Евгения Морогина
Фото — Александра Орлова