3 марта накануне своего грядущего 66-летия первый отечественный музыкальный продюсер Андрей Владимирович Тропилло устроил грандиозный бенефис на сцене бывшего Ленинградского рок-клуба. Как говорит сам маэстро: «Бенефис — это не спектакль и не концерт, на котором артист зарабатывает деньги. Бенефис это сейшн, где собираются друзья и создают ХОРОШУЮ музыку, а зрители им в этом помогают».
Место действия прежнее – Рубинштейна, 13, только теперь рок-концерт на этой легендарной сцене событие скорее уникальное – владельцы уже не те. Нынешний обитатель площадки детский музыкальный театр «Зазеркалье» радует в основном зрителей младшего возраста. Правда, как отметили многие из приглашенных артистов, ничего не изменилось с тех пор. Как подытожил Борис Гребенщиков: «Звук как был говно, так и остался». И только атмосферу, дух рока 80-годов прошлого столетия удалось возродить – стараньями именинника и гостей, которых в этот день собралось немало.
Пока за закрытыми дверями концертного зала музыкантыустроили финальный прогон, в фойе театра бойко торговали дисками и старым винилом, причем спрос на пластинки намного превышал предложение. Особой популярностью пользовался плакат, который с легкой руки сотрудников радиостанции Эхо Москвы уже окрестили иконостасом русского рока. На передовой странице рок-фронта изображены лики людей, символы, аллегории, которые, так или иначе, связаны с Андреем Владимировичем и с рок-музыкой. Если не сказать больше — сам Тропилло их непосредственно и связал.
Вот как вспоминает об этом Федор Чистяков, основатель группы «Ноль»: «Я обязан Андрею очень многим. Может даже тому, что я оказался в рок-н-ролле и шоу-бизнесе. Мы пришли в кружок звукозаписи Андрея в седьмом классе, который располагался тогда на улице Панфилова, в Доме пионеров и техников. Это сейчас есть масса студий, масса магазинов, где продают всякое оборудование, можно выбирать через интернет и сравнивать параметры приборов — раньше ничего этого не было вообще. Звука в стране не было — даже «Машина времени» не звучала по рок-н-ролльному. Все звуковое безобразие началось с Андрея. У него были хитрые ходы, шкуры, списанные восьмиканальные магнитофоны и все ключевые альбомы русского рока были записаны в трудных условиях и в духе эксперимента». «Мы настолько много должны этому человеку, что нам этот долг никогда не отдать» — добавил Борис Гребенщиков.
Чем же занимается Андрей Владимирович в настоящее время? Зная его действенную неугомонную натуру, поклонники явно ждут от него не только воспоминаний о былых заслугах. Но вряд ли даже искушенный зритель мог предположить, что увидит музыканта аж в пяти ипостасях – пяти проектах одновременно. Но, обо всем по порядку.
Наконец, сам юбиляр появляется на сцене в царской золотой рубахе а ля Распутин, поверх нее – фрак с длинными фалдами. С ним музыканты групп «Странные игры» и «ZооПарк». Пока идет настройка инструмента, и вечная борьба за качество звука на сцене материализуется Олег Гаркуша с подарком – диском с документальным фильмом «Ёще» о рок-группе «АукцЫон», выход которого на экраны страны через тридцать шесть лет существования коллектива удивил даже самого исполнителя.
Вот юбиляр объявляет особого гостя «единственного человека, который ни разу не предал». Под бурные аплодисменты на сцене появляется Борис Гребенщиков в сопровождении неизменного Алексея Зубарева. Песни БГуже давно стали классикой рока, но тем не менее, Андрей Тропилло убежден, что музыка, которую люди слушают сейчас, могла пойти совсем по другому пути развития.
Сто лет назад, например, в искусстве доминировали скрипичные композиции. А вот что могло бы получиться, если бы рок стал развиваться по пути струнных квартетов, маэстро берется продемонстрировать прямо сейчас — в качестве эксперимента, впервые в России. За основу он взял одну из ранних ярких вещей Мика Джаггера As Tears Go By«
Между тем власть на сцене один за другим захватывают не менее именитые музыканты. Среди них были замеченыблюзмен Евгений Маргулис, Алексей Вишня (по прозвищу Дантон), бард-виртуоз Владимир Леви, Сева Гаккель, потерявший с годами стыд и явивший, наконец, миру собственное новое сочинение посвященное цветочному движению, музыкант-галлюцинация Герман Виноградов в сопровождении дамы с черепом вместо лица, Светлана Чапурина («Дочь Монро и Кеннеди»), нагрянувшая из Москвы со своей неизменной «родной» домброй, которой владеет в совершенстве. Специально для Андреем Тропилло она записала инструментальную партию к его композиции «Моя сирийская любовь Джессика».
А вот еще одно воплощение маэстро – авторский проект группа «ХорOR», стиль исполнения которой критики окрестили декадансом 21 века. Репертуар у группы соответствующий: песня «Васильки», созданная по мотивам известного стихотворения Алексея Апухтина«Сумасшедший» 1891 года, произведение «Где гнутся над омутом лозы» Алексей Толстого, в которое Андрей Тропилло дописал и добавил собственное пятое четверостишие, а в апогее шедевр off—андеграунда «Скотина, я скотина».
В качестве особого гостя на сцену выбегает культовый поэт и музыкант Алексей Никонов (ПТВП). Он выплескивает строчку за строчкой собственные стихи, в том числе из поэмы «Медея» специально написанной им для нашумевшей постановки «Медея. Эпизоды». Зритель впадает в оцепенение, которое Андрей Владимирович описывает так: «актуальный современный
Время давно уже перевалило за полночь, зрители потихоньку стали
На бенефисе побывала Ольга Ворожцова