Омара Портуондо и оркестр Buena Vista Social Club 5-го декабря выступили с концертом на сцене ГлавClub.
Имя кубинской певицы Омары Портуондо, для Кубы – просто Омары, имеет всемирную известность и не должно требовать особых представлений. К сожалению, широкая российская публика, особенно молодое поколение, нуждается в пояснениях.
Артистическая карьера Омары Портуондо началась в сороковых годах прошлого века почти случайно. Ее старшая сестра танцевала тогда в «Тропикане», самом известном на тот момент гаванском варьете. И как-то, за пару дней до премьеры, труппу покидает одна из актрис, заменить которую предложили Омаре. Так, в пятнадцатилетнем возрасте, она становится танцовщицей. Вместе с сестрой Омара Портуондо провела на сцене более пятнадцати лет, переключившись позже на вокальные выступления. Куба – поющая страна, там нет четкой грани между танцем и песней. Сначала ты поешь, увлекаясь ритмом, и вот – ты уже танцуешь и подпеваешь в такт своему телу, а значит ты – поешь…
В 1959-ом году, Омара Портуондо записала свой первый сольный альбом «Magia Negra» — смесь кубинского ритма с американским джазом. Этот музыкальный стиль получил название «feeling» или просто «filin», часто подразумеваемый при упоминании латиноамериканского джаза.
С оркестром Buena Vista Social Club, Омара Портуондо выступает с 1999-го года, оставаясь его единственной женщиной-солисткой. Оркестр, сам по себе, заслуживает отдельного упоминания. Это музыкальный проект, созданный американцем Раем Кудером и объединяющий разных кубинских музыкантов. За годы существования, его состав все время менялся, ведь Buena Vista Social Club — «живое» сообщество музыкантов, выступающих также и отдельно от коллектива. Оркестр получил международное признание после выхода одноименного документального фильма Вима Вендерса, сумевшего передать такой неуловимо трогательный, по-детски наивный кубинский колорит поющей страны, где настоящая жизнь начинается где-то после шестидесяти…
Сейчас Омаре Портуондо восемьдесят четыре года, и 5-го декабря она вышла на сцену ГлавClub исполнить свои очаровывающие песни. Концерт получился очень домашним и легким. Увиденная Вимом Вендерсом слеза, скатившаяся по щеке Омары и вытертая рукой Ибраима Феррера, не потревожила ныне душу певицы. Легкое, такое по-кубински веселое настроение создало атмосферу тихого гаванского вечера. Не хотелось никуда идти, спешить, думать о повседневном… Только петь, танцевать и лениво потягивать вино, любуясь гаванским закатом.
Buena Vista Social Club сыграл также несколько джем-сейшеном, которые, на первый взгляд, можно было принять за слишком американские. Но вслушиваясь в тему – вот оно! – ритм… — это Куба, детка… В составе оркестра приехал знаменитый кубинский джазовый пианист Роберто Фонсека, получивший в этом году премию «Грэмми» за лучший альбом латинского джаза, и его фортепьянные партии задавали тон общему звучанию.
Приятно, что концерт прошел при полном зале, а выступления сопровождались искренними аплодисментами и возгласами «Браво!». Омара Портуондо, в свои 84 года, с легкостью подняла весь зал – зрители вставали со своих мест за уютными столиками и подпевали, пританцовывая вслед за ритмом. И сами исполнили вечную Гуантанамеру, ведомые музыкой и дирижерством Омары.
Омара Портуондо записала множество альбомов, побывала с гастролями во многих странах. За 65 лет певческой карьеры, у Омары выработался неповторимый стиль. На прошедшем концерте она исполнила свою Besame mucho. Эта Besame mucho — одно из лучших существующих исполнений. Голос Омары по-прежнему вызывает дрожь – зрительный зал аплодирует стоя.
«Besame mucho» в исполнении Омары Портуондо
Текст: Лола Левова
Фото: Андрей Поташов и Лола Левова