Группа «Мегаполис» представила на «Эрарта-сцене» альбом, создававшийся 15 лет и ставший своеобразной точкой отсчета для творчества и судьбы музыкантов в новом веке.
Танцпол «Эрарты» трансформируется в зрительный зал перед концертами только в особых случаях: если внимать музыке нужно с такой же концентрацией внимания, как на спектакле или на лекции. Случай «Мегаполиса» — как раз такой. Впрочем, с тем же успехом выступление группы можно было бы назвать спектаклем. Одного актера. Наблюдать за Олегом Нестеровым, когда он на сцене – отдельное удовольствие, но об этом позже.
Новый альбом Zerolines – на самом деле не новый, вошедшие в него реки создавались в течение 15 лет, параллеьно основному творчеству группы. Музыканты не спешили следовать за конъюктурой и делать популярные треки, способные «взорвать» чарты. Из шести композиций, составивших релиз, для радио-ротации подошла бы, пожалуй только одна – «Бриллианты из ее глаз». Все остальные песни можно назвать экспериментальными, странными, требующими более осознанного восприятия, их не «распробовать с первого раза». И концерт – наверное лучший из возможных способов познакомиться с новой пластинкой.
Олег Нестеров появился на сцену, когда зал был полон уже под завязку. И прежде чем началась музыка, сделал небольшое введение – о том, что такое «нулевые линии» и как они создавались: «Zerolines это выпавшее звено эволюции Мегаполиса, это нулевая точка. Проект, родившийся на рубеже тысячелетий, это самый настоящий приквел к тому, что произошло в нами в 21 веке», — объяснил концепцию альбома лидер «Мегаполиса».
Все композиции «Zerolines» родились из импровизаций Олега Нестерова и Михаила Габолаева, в период работы в студии «Снегири», из так называемых интуитивных погружений в музыку.
«Это удивительное состояние, когда ты себе не принадлежишь, когда освобождаешь в себе тысячелетнего музыканта, у которого нет ни имени, ни фамилии, но он играет так, что у него нет неправильных нот. Мы купались в этом потоке, записали часов 70 музыки, с музыкой приходили и слова: если не полностью, то часть слов была заменена фонемами, приходилось что-то домысливать. Потом выбрали шесть композиций и назвали проект Zerolines. Прошло всего 15 лет, мы каким-то образом научились пропускать это через себя, наш человеческий образ совпал с нашим духовным опытом», — поделился откровением Нестеров.
Весь концерт был отыгран строго по сет-листу альбома, в скупом освещении светодиодных софитов. Никакого общения с залом между песнями, как будто весь лимит разговоров со сцены был исчерпан в длинном вступительном монологе артиста. И это молчание, отсутствие праздных реплик, использование слов только в качестве необходимой составляющей музыкальных произведений – так же приближало по атмосфере это выступление к спектаклю.
Одетый в длинную черную рубашку, с обросшими седыми волосами, Олег Нестеров во время исполнения песен словно впадал в какой-то особенный, доступный лишь ему одному, транс – музыкально-космический, странный, но чудовищно привлекательный. Словно действительно в эти мгновения на сцене был не Олег Нестеров, автор знаменитого кавера на «Ландыши», а тот самый тысячелетний музыкант без имени, в жизни которого есть только музыка и никаких других человеческих потребностей и занятий. Движения музыканта больше напоминали обрядовые или ритуальные танцы: он как будто подавал знаки кому-то: неземным цивилизациям или космическим пришельцам – либо дирижировал невидимым оркестром. Интересно, что на одной из последних песен, уже во втором отделении, Олег действительно повернулся лицом к музыкантам и как будто управлял темпом музыки взмахами своих рук. Вот только ни гитаристы, ни ударник, на него в эти моменты не смотрели. Впрочем, тысячелетним музыкантам, наверное, не обязательно видеть друг друга, чтобы понимать.
После такого погружения и зрителям, и артистам требовался перерыв: осознать, осмыслить, прийти в себя. А кому-то даже – уйти. «Все самое важное уже сыгранно, кто хочет – может идти домой», — такими словами завершил первое отделение Нестеров. Но соблазн увидеть вторую часть программы — перевесил, в зал после антракта вернулись почти все. Но второе отделение по настроению недалеко ушло от первой, «космической» части. Еще больше инструментальных эпизодов, еще меньше слов и пауз. Из относительно старых и узнаваемых песен Олег порадовал зрителем любимым «Супертанго», а завершился концерт уютным «Эхом» из предпоследнего номерного альбома группы «Из жизни планет».
«Любимые мои, все только начинается!», — заверил поклонников Олег Нестеров и уже через несколько минут вышел в коридор, чтобы подписать фанатам книги и диски, узнать их впечатления от концерта и обняться. Отрадно, что в отличии от многих популярных музыкантов, Олег раздавал автографы не автоматом, не глядя на получателя, а с персональным вниманием к каждому, без спешки и напускного пафоса. Смотреть на это общение было интересно даже со стороны: Нестеров и его слушатели создавали вокруг себя эмоциональный и хрупкий мир, прозрачную сферу из любви и признания. И этот бонусный эпизод также органично лег в концепцию концерта-спекталя, разыгранного «Мегаполисом» в этот вечер в «Эрарте».
Текст: Анастасия Лаптёнок
Фото: Светлана Михалько