Тут нужно было быть. Лично. Чтобы увидеть ее своими глазами. Ее, такую хрупкую, и при этом несравненно уверенную в себе, Марину Кацуба. Ее, такую нежную – в маленьком черном платье – майке, черных кроссовках Nike и черных колготках. Чтобы не отвлекать ваше внимание на себя. От себя. Внутренней.
И услышать ее первый альбом, в котором собраны лучшие тексты под аккомпанемент барабанщика Антона Новикова, гитариста Александра Некрасова и человека, играющего на всех инструментах и записывающего пьяный голос Марины, чтобы потом сделать трек «Джина» — Виктора Санкова.
Под разную, тихую и не очень, музыку, она читала свои, измученные питерской погодой и пронизанные интеллигентной душой, стихи.
Марина Кацуба – питерская поэтесса нашего века, «королева поэтов», удивительный человек с очень интересной биографией и послужным списком. Она занимается продюссированием, проводит раз в год воркшоп о том, как делать fashion- и пиар- съемки, рекламные ролики, как профессионально правильно их создавать и как выстраивать отношения с участниками.
Марина — победительница Битвы Поэтов на телеканале 100ТВ в 2009 году. Серия с ее участием получила ТЭФИ, как лучшая развлекательная программа.
Она так же приняла участвовала в Межсезонье Versus в баттле между хип-хоперами. Выступила — и, конечно, победила: не только по итогам голосования, но еще и потому, что за 20 минут баттла успела очаровать многих зрителей. Ее пугает поверхностность и однообразие большей части русскоязычного рэпа. И именно об этом она пришла сказать на Versus.
Она хорошо выступала в СЛЭМАХ в юные годы, и тоже выигрывала. Принимала участие в авторских вечерах, фестивалях, перфомансах, тв-передачах. «Поэтический мир — это маленькая субкультура. Элитарная, не интересная массам. Может, и слава Богу, что так.» — говорит Марина. Однако, Марина Кацуба очень известный человек не только в кругах поэтов, но и в фэйшн-индустрии, в рекламном бизнесе и в среде питерской интеллигенции.
К своему 30-летию Кацуба пишет долгожданный первый музыкальный альбом, объединив усилия с петербургским лэйблом Zapal Records и композитором Виктором Санковым. Альбом называется «Сегодня». Сегодня, потому что сейчас, больше никогда, всегда, никакого прошлого, будущего, настоящее — это мы. Потому что только так и честно. В этой огромной на самом деле частности.
«Просто не будет. Но и скучно не будет» — вот что говорит об альбоме сама Марина, как бы в шутку, но крайне убедительно.
Зал был заполнен. Весь партер в Эрарте уставлен стульями вплоть до самой сцены. И практически нет свободных мест. Здесь собрались друзья, близкие и поклонники поэтессы. Стильные, интеллигентные, интересные и в меру скромные. С цветами, подарками, улыбками и открытым сердцем. Затаив дыхание, они ждали. Вышли музыканты один за другим. Глубокий синий свет на сцене, пара софитов освещают путь. Марина выходит под громкие аплодисменты, робко встает у микрофона, поправляет свой наушник, привычно наклоняет голову к левому плечу. И под легкую тихую музыку начинает…
«И когда из губ отольется зов, Оторвется ветер горячий слов, Веруй в физику: не вернуть, Воздух гнется в его плену, Шепоток пойдет: «ну и ну», В поле выбежит запасной, Самый юный, нервничающий игрок, Чтобы мяч в ворота, чтоб топором Разрубить циничность твою до крох, Чтобы стал ты как в детстве плаксив и слаб, Чтоб нутро связалось на два узла. Жжет? Считай, я тебя спасла. Я — твой песенник — скоморох.»
Так она открыла свой концерт, наполнив стены Эрарты своим божественным ароматом скромности и страсти. И концертом это выступление было не только из-за участия музыкантов, но и близкого друга поэтессы – Марии Дризик.
Она несколько раз появлялась на сцене, и лаконично пела бэквокалом на фоне стихов Марины, рождая новый симбиоз, очень интересный дуэт поэта и певицы.
В каждый малейший перерыв между произведениями, к сцене подходили люди и дарили Марине цветы. Дважды это были родители с детьми. Один из них – отец двух братьев близнецов, поднес малышей на руках, и Марина поцеловала всю семью. Другая девочка подарила поэтессе шар в форме сердца. Голубое сердце – «Такое, — сказала Марина, — у меня», — и шарик улетел в потолок. «Я дарю его этому залу!». И она продолжила.
Песня. Короткие стихи. Песня для некоего А. Кто такой А, Марина не объяснила. Глубоко до слез. До мурашек. И чувствуешь, как наполняешься какой-то ее необъяснимой энергетикой, тонкой, страдающей, но очень сильной и смелой. Как будто ее стихи проникают в самое сердце, и остаются там уже навсегда. Их можно не знать наизусть, но их узнаешь из миллиона других, потому что ее рифмы и ямбы сложно спутать. Она читает женский рэп и сама смеется над собой, прося выйти из зала тех, «кто не любит плохой женский рэп». Но, конечно, никто не поднимается с мест – все с еще большим интересом прилипают к сцене. Заканчивается концерт, как принято, представлением музыкантов, и Марина благодарит своих друзей, кто помогал в создании концерта и альбома. И, свойственной только ей, манящей улыбкой обнимает и благодарит со сцены каждого гостя за цветы и подарки – огромная очередь выстроилась к ней еще до того, как зажегся свет в зале, и все несли огромные букеты.
Про свой альбом сама Марина сказала: «это что-то среднее между Лепсом и Ленинградом. Только в женском исполнении.»
У Марины Кацуба есть одна удивительно приятная петербургская черта. Она никому не навязывает ни свое мнение, ни свое общество, ни свое творчество. И поэтому за ее творчеством так интересно наблюдать! Буквально, затаив дыхание, будем ждать ее новых стихов и побед!
Репортаж подготовила Ирина Александрова
Фото: Анна Курбатова