На закате этого жаркого лета 27 августа джазовый коллектив «Acoustic Band» Ивана Васильева порадовали своих зрителей в тематическом клубе «JFC JAZZ CLUB». После такого вечера с этими потрясающими мужчинами можно с уверенностью констатировать: «Джаз жил, жив и будет жив!».
Биография лидера коллектива Ивана Васильева сама по себе довольно интересная. Достаточно упомянуть в ней учёбу в отечественном училище имени Мусоргского, Ганноверскую высшую школу, школу музыки при Массачусетском Университете в Нью-Йорке, 15-летний стаж в «ДДТ», Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова..
Коллектив Ивана существует ни много ни мало 15 лет. За это время было выпущено 4 диска, трилогия из которых вышла под названием «Red, Yellow, Blue» в 2012году. В основу исполнения положен джаз 50х годов, который обладает своим неповторимым обаянием. Иван Васильев включал в свою команду известных джазовых артистов из Нью-Йорка: Илью Луштака (гитара), Грэнта Стюарт а (тенор-саксофон), Фила Стюарта (ударные) , Ари Роланда (контрабас), а также итальянского альт-саксофониста Луиджи Грассо .
На данный момент основная группа представляет собой созвездие ярких отечественных виртуозов своего дела: Кирилла Бубякина (саксофон), Николая Затолочного (контрабас), Егора Крюковских (барабаны), Андрея Зимовца (фортепьяно) и отца-трубача Ивана Васильева. На прошедшем концерте 27 августа клавишные отсутствовали, впрочем, это не помешало оценить безусловное качество коллектива.
Нам удалось выхватить Ивана незадолго до выступления и задать ему несколько вопросов.
Можно я, как настоящая блондинка, начну с глупого вопроса? Вы сами непосредственно в ансамбле играете только на трубе. Не бывает ли у такого рода музыкантов чего-нибудь вроде профессиональной мигрени? Иными словами, не кружится ли голова после многочасового рабочего дня?
— Считаю, что профессиональная мигрень только от пьянства бывает. Я вам больше того скажу, игра на духовом инструменте только помогает здоровью, если правильно всё делать. Я знаю, что очень многих маленьких детей с астмой для развития лёгких специально отдают на «трубу». А голова у меня может болеть только по утрам, но это уже зависит от вечернего моциона (смеётся).
Ваш последний альбом, который ещё в работе, не похож ни на что другое, что вы когда-либо делали раньше. Опубликованный трэк «Глас вопиющего» произвёл очень странное впечатление. Откуда взялась идея?
— На самом деле это случайно получилось. Однажды я сидел дома, баловался с электронной музыкой, пара моментов удачно вышли и я стал это развивать.
Что это за стиль такой?
— Я ещё не нашёл ему название. Все называют это по-разному. Получается такая смесь: музыка электронная, достаточно современная и.. джаз.
Наверняка сложно будет выступать с подобной музыкой, она ведь потребует дополнительной техники для выступлений?
— Да. Её мы играли пока только два раза. Пока думаем, как сделать звучание более удачным, и когда всё получится, будем выступать и в таком новом формате.
Новый альбом будет называться так же, как и проект? Когда планируете презентацию?
— Сам проект называется «HomoНеSapiens». Над альбомом идёт активная работа. Проект ещё достаточно молод, мы пока собрали несколько треков и ещё не думали над названием. Пока ещё не понятна общая тема… Она где-то есть, я просто пока её не нашёл. Конечно же, альбом хотелось бы закончить в этом году.
Для какой публики, как вы считаете, будет новый альбом? Сможет ли такую музыку полюбить наша молодёжь?
— Там достаточно сложная музыка на мой взгляд. Даже немного тяжёлая. В ней нет слов, и нет прямого указания к ощущениям от происходящего.. Не уверен, что современные молодые люди, привыкшие к чётким границам, смогут её воспринять. Скорее это для более зрелой аудитории..
Мне кажется, такая музыка подошла бы в качестве саундтрека к каким-нибудь арт-хаусным фильмам.
— Да, возможно. Я, кстати, на самом деле открыт для сотрудничества и очень хочу это делать. К одному фильму я уже писал музыку – «Безразличие». Фильм 2011 года режиссёра Олега Флянгольца. Кстати, он получил главный приз фестиваля «Кинотавр».
Вы никогда не пробовали сделать кавер-версии на популярные «попсовые» песни?
— Ну.. иногда да. На концертах мы играли когда-то «Besame Mucho» в собственной аранжировке и песню из мультика про Капитана Врунгеля.
А ещё… более земные «попсовые» песни? Вроде «это не шутки, мы встретились в маршрутке». Может быть, в порядке очередного эксперимента?
— Я не считаю, что это нужно делать. Хотя не исключаю, что если однажды мы поучаствуем в каком-нибудь народном проекте вроде «Минуты Славы», мы попробуем и это.
А вы не планируете, может быть, в будущем поэкспериментировать с другими музыкальными инструментами-участниками. Неожиданными. К примеру, с арфой?
— С инструментами проблемно — на арфе играть, надо учиться. С электроникой проще, там нужно кнопки нажимать. Но в то же время работа ди-джея не такая простая, как кажется: там нужно много мелочей собрать и правильно свести.
Большое спасибо за беседу. Что же зрителей ждёт сейчас?
— Сегодня будет простой, земной джаз!
…И грянул джаз.
Надо отметить, что «JFC JAZZ CLUB» – достаточно «семейное» и стильное место, которое «специализируется» на хорошей джазовой музыке. Сюда приходят ценители. Так было и в этот вечер, хотя человеку случайному могло бы показаться странным, что люди на концерте замирают как заворожённые, но при этом на каждом музыкальном вираже оглушают артистов аплодисментами. Такое можно сравнить разве что с лёгкой посадкой самолёта, вся сложность которой ведома лишь избранным, и кто-то первый по негласной традиции начинает хлопать командиру корабля в момент безупречного приземления на землю. По крайней мере, у нас в стране.
Авторский джаз команды показался особенным именно тем, что на живом концерте создалась полная иллюзия диалога между инструментами. Видны их характеры и точка зрения в каждом таком «сюжете», видно, как они спорят, замолкают, мирятся и досказывают «слова» друг за друга. Прав Иван Васильев, нередко рассуждая в своих интервью, что музыка без слов — это абстракция, а чтобы её понять и принять без помощи подсказок (слов), нужно любить думать. Причём думать чувствами, добавлю я. Надо сказать, что некоторые названия композиций и вовсе подталкивают вас к просмотру кино полусобственного сочинения. Это культурное самовзламывание мозга нам, зрителям, неожиданно нравится, поэтому многих очень проняла баллада «портрет Дженни», композиции «Старик, так не делается» и «Тема для Томаса». Никого не оставили равнодушными и кавер-версии джазовой классики «You Don’t Know What Love Is» Чета Бэкера и «Smile» Чарли Чаплина. На вечере также играли ранние и неизданные вещи, которые ещё дождутся своего увековечения на пластинках.
Лидер коллектива, с присущей ему простотой и юмором, обозвал парочку своих детищ «без названия» и «оно слишком длинное», чем только повеселил и расслабил зрителя. Зритель и без того оказался внимательным и благодарным за этот живой музыкальный вечер.
9 композиций разного настроения в действительно виртуозном исполнении коллектива, и даже при отсутствии фортепьяно не смогли не удивить ни компанию иностранцев, ни студентов музучилищ, ни знатоков, ни случайных посетителей.
Над материалом работала — Евгения Мартынова
Фото предоставлены Иваном Васильевым