Это танец — который говорит миру, что ужаса и боли нет,
а есть только красота танца.
Что все есть танец».
Иван Вырыпаев
20 сентября в самом сердце Петербурга на творческом пространстве «Нити» играли «6 шагов к жизни» — постановку по пьесе Ивана Вырыпаева «Танец Дели».
«Нити» — это изначально проект Вероники Мамоновой, которая со студенчества воплощала свою мечту в реальность. На данный момент театр в своём репертуаре имеет 4 постановки («Шесть шагов к жизни», «Колыбельная для взрослого мужчины», «Освенцим. Записки из мёртвого дома», «Мост») и готовит пятую- «Лифт». Небольшой семейный театр со школой актёрского мастерства не может не полюбиться поклонникам вкусной классической актёрской игры.
«Шесть шагов к жизни» исполняется на сцене почти 2 года, и за это время актёрский состав успел измениться. Ксения Сафронова, Кристина Жаббарова, Ксения Захарова, Ольга Борисевич, Анна Мальшакова и Василий Сафронов в настоящий момент воплощают видение известной пьесы своим харизматичным режиссёром. Впервые с таким актерским составом зрители смогли наблюдать спектакль в центре современного искусства им. Сергея Курёхина в рамках фестиваля «Театр МЕХАНИКА». Историю также показали на фестивале «Fist» в Сербии.
Пьеса сама по себе – находка по подаче сюжета, как многое из творчества Ивана Вырыпаева. Судите сами: зритель окунается в несколько параллельных реальностей, происходящих с одними и теми же персонажами. Это можно сравнить с черновиками, которые автор переписывает раз за разом, не может выбрать «идеальный» (потому что в жизни правильного варианта не существует), и в конечном итоге оставляет всем получившимся историям право на жизнь. В каждой из «жизней» героев ждут одни и те же сюжетные рельсы: декорации, словно случайно меняющиеся местами, физические события (кто-то один непременно вскакивает и застывает у двери, кто-то один обязательно небрежно подписывает бумаги из рук медсестры), монологи и брошенные фразы, которые просто обязаны быть сказаны одним из присутствующих. Причём в спектакле нет второстепенных ролей. Все роли — главные. И каждый персонаж прав в своей… правде. И из истории в историю, из одной «станции» в другую, герои становятся всё более убедительными и естественными.
Неизменным в пьесе остаётся центральный её персонаж — тот самый мифический танец Дели, который когда-то оказал огромное влияние на танцовщицу Катю и её зрителей (мать, балетного критика Леру, Андрея). Что же это за танец такой и почему его разгадывают как загадку на протяжении всех черновиков? «Ты помнишь, с чего начинается ее танец? Вначале адская боль за всех страдающих на этой земле. А потом длинный фрагмент принятия, боли и ужаса. А потом главная часть танца — красота. Все, что принято, вся наша вина становится красотой».
Танец Дели является воплощением отношения к жизни. Аксиомой «боль, принятие боли и отпускание боли». Боль, прошедшая через искусство, может ли повлиять на людей? Может. А может ли она романтизироваться через творчество и быть красивой зрителю? Так и бывает. Если страдания можно пережить и отпустить через искусство, а личностный мир каждого человека в конечном итоге — его собственное творчество- то получается, что любую беду можно отпустить после её романтического переваривания? А если это — смерть? Самое неизбежное, что в принципе невозможно никогда принять?…
И вот тут-то, встав перед реальной смертью в соседней палате человека, родного или не совсем, все персонажи загоняются в тупик собственными вопросами. Кто виноват? Что делать? Как реагировать? Герои и без того растерянны и несчастны каждый по-своему: Катя, которая живёт лишь в собственном мире иллюзий; Лера, которая живёт лишь чужими жизнями по роду деятельности и собственному выбору («Лучше плохо прожить свою жизнь, чем хорошо, но чужую»); Андрей, который не способен к самостоятельному выбору между женой и любимой женщиной и предоставляет этот выбор случаю; мать Кати, которая не в состоянии принять всё как есть, и которой проще бежать от дочери, если это не вяжется с её моральными устоями. Все они — тонкие творческие натуры, и в своём самокопании они вызывают лишь жалость… Единственным адекватным человеком кажется ловкая и уставшая медсестра, которая одна смотрит, не размышляя, а по роду работы — как на факт. Но и ей не справиться без ориентиров учителей (духовных практик Индии), и её выбор — бежать прочь от цивилизации и логического мышления к вере. По сути, медсестра ничем не «лучше» других гостей больницы, но свою роль в их судьбах она играет точно, как некий глоток здравого смысла, как встряска, потому что лишь она задаёт логичные вопросы. Именно она приходит к выводу, что смерть просто не понять, даже если «работаешь» с ней. Впрочем, и в «соседнем» черновике медсестра уже сама описывает танец Дели как средство от боли жене Андрея (в этом черновике был его черёд умереть в этой больнице), но в данном случае делает это из искреннего сочувствия.
Пьеса заставляет думать. Необычный приём сценариста и работа режиссёра и артистов спектакля сделали своё дело — полное погружение зала в собственные вопросы. В этой постановке двойное значение имеют все детали. И стрелки на часах, которые переводятся каждый раз вперёд, как символ быстротекущего времени, которое одно способно помирить мать и дочь неизбежностью своего конца. И чемоданы, которые тяжким грузом прошлого затаскивает каждый участник на себе в каждый новый «черновик». И стулья, которые как бы случайно выстраиваются в новом сюжете в новые композиции, как бы намекая, что теперь события разворачиваются под другим углом.
Пьеса игралась не один раз, и будет воплощаться ещё и ещё и в других театрах, и в разных лицах, и в соседних городах, и в иных задумках. Посмотреть её хотя бы раз и прочитать текст необходимо хотя бы потому, что такие Кати, Леры, Андреи, Алины, жёны сидят среди нас и в зрительном зале, и метро, и вообще в жизни. И внутри нас. А танец Дели исполняется и в Индии, и в кино, и в музыке, и в стихах, и в наших головах время от времени, и если вы очень захотите, вы останетесь в этом танце, в мире собственных иллюзий, и только вам решать, каким героем этой истории стать.
Посмотреть «6 шагов к жизни» в «Нитях» — это значит посмотреть хороший качественный театр в самом сердце Петербурга.
Над материалом работала — Евгения Мартынова