Мир без психопатов? Он был бы ненормален.
Станислав Ежи Лец, польский сатирик
В июне этого года Петербург наконец увидел долгожданную премьеру спектакля «Такого Театра» по бестселлеру Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана». Ресурсы на работу собирали всем городом небезразличные к творчеству ребят любимого театра и поклонники самого романа с мощью краудфандинга – своеобразным народным авансом в пользу будущего воплощения спектакля. Тот факт, что накануне билет на ближайший показ достать почти невозможно, а отзывы о премьере самые восторженные, однозначно говорит об успехе постановки.
Игорь Сергеев и Варвара Светлова уже с блеском проявили себя в качестве режиссёрского дуэта, прежде поставив на сцене опять же хит Дэниэла Киза – «Цветы для Элджернона» в спектакле «Эффект Чарли Гордона». Ожидать от них классического соответствия содержанию романа после Такого любопытного начала не стал бы уже никто.
Вкратце для тех, кто не слышал (и кому поэтому хочется даже немного позавидовать) – обе книги про Билли («Множественные умы Билли Миллигана» и «Войны Миллигана») в жанре документального романа описывают историю жизни и внутренней борьбы человека-феномена со своей необычной проблемой.
Однажды во время разбирательств по поводу трёх изнасилований и грабежей внезапно обнаружилось, что подсудимый мог вовсе не отвечать за свои действия, так как с детства страдал синдромом множественной личности. Человека, как радиоприёмник, переключало на альтернативные личности в ответ на внешний мир. Причём личности были настолько ярко выражены и убеждены до времени в своей независимости, что порой говорили на разных языках, имели разный коэффициент интеллекта, возраст, пол, привычки, веру, физиологию и таланты от познания наук до музыкальных инструментов и форм живописи.
«– ….Итак, в каждом случае он освобождает пятно, а потом обнаруживает себя в центре Коламбуса с деньгами в кармане и считает, что совершил ограбление, как и намеревался. Но он не помнит, как он это делал. Ни в одном из трех случаев. Как он говорит, кто-то между этими моментами «крал время».
– … Я представляю, как мы это объясняем судье Флауэрсу.»
Этот случай, благодаря первой официальной признанности упомянутого диагноза в суде и большому массовому освещению, в 70-х взбудоражил весь мир. На секундочку, речь идёт не о раздвоении личности, а о, матьего, раз-двадцатичетверении.
История Билли — более чем захватывающая и даёт огромный простор для отклика в творчестве. Уже по подобной тематике снято несколько кинокартин и написаны песни. Кстати, фильм под рабочим названием «Переполненная комната» с Леонардо Ди Каприо в главной роли и в виде продюсера выйдет в свет с максимально близкой интерпретацией романа. К сожалению, в театрах постановок на эту книгу не так много, как хотелось бы. Тем более Такой спектакль Варвары и Игоря – смелая заявка на шедевр в духе современного камерного отечественного театра.
Нам удалось незадолго до открытия теоретического занавеса украсть создателей «Билли Миллигана» на пару вопросов о работе над Таким спектаклем.
Почему вы во второй обратились к творчеству Дэниэла Киза? Вам нравится психологизм автора, вдохновляет впринципе научная фантастика или у выбора произведений есть другая система?
В.С.: Нас очень вдохновила история. Но в этот раз спектакль вовсе не по прямому тексту Дэниэла Киза, а скорее, на основе истории реального человека Билли Миллигана.
И.С.: Конечно, мы читали роман. Но пьеса родилась посредством этюдов на репетициях, посредством изучения документальных материалов по теме. Также в спектакле есть несколько прямых цитата из «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. То есть, получилось некое сложносочинённое действо.
Вы с самого начала идеи знали, кто должен сыграть Билли? Каким кастингом вообще вы выбирали актёров?
И.С.: Изначально, в течении шести месяцев, роль Билли репетировал другой актер. Он замечательный артист, но в какой-то момент мы поняли, что нам не удается найти общий язык и с ним пришлось расстаться. Буквально за два месяца до премьеры появился Виталий Гудков и довольно быстро влился в команду.
В.С.: Мы репетируем с актёрами этюдным методом, отталкиваясь от определённого материала или темы. Каждая репетиция начинается с тренинга, и каждый актер пробует те или иные роли прямо в процессе работы. То есть нет никакого распределения, никакого кастинга. Только во время репетиций мы понимаем, кто и что должен играть, и они понимают это вместе с нами.
И.С.: Этот метод работы над спектаклем непривычен для репертуарного театра. И довольно много актеров, с которыми мы начинали работу над этим спектаклем, не готовы были репетировать в таком режиме, и они покидали проект. И это честно с их стороны.
В.С.: Кстати, точно так же было и с «Эффектом Чарли Гордона».
И.С.: Окончательный текст рождался примерно за месяц до премьер.
Значит ли это, что каждый актёр способен изменить сюжетную линию будущей постановки?
И.С.: Может и даже это делает.
Сегодня спектакль продлится 4 часа. Вот в Древнем Риме театры тоже длились долго — и до восьми часов могли продолжаться. Как вы решились рискнуть? Откуда уверенность, что зритель не устанет?
И.С., В.С.: Когда мы начали работу, сразу поняли, что спектакль будет в трех актах и это было принципиально. У нас двенадцать актёров, и была в том числе задача дать хотя бы минимальную возможность каждому раскрыться. Иногда это получается в ущерб общей истории. Но, с другой стороны, такое долгое смотрение в современном быстодвижущемся мире может открыть что-то новое для зрителя. Получается такое объёмное сериальное смотрение, в хорошем смысле этого слова, когда несколько сюжетных линий развиваются, сходятся и расходятся.
Может появиться сегодня-завтра такая новая сериальная форма театра? Этак на несколько вечеров…?
В.С.: Почему бы нет, всё возможно. Да и более того, примеры спектаклей, идущих два вечера подряд, есть и в нашем городе.
Как прошёл ваш первый опыт краудфандинга? Почувствовали ли вы поддержку зрителей? Как считаете, есть ли у краудфандига будущее в театральном мире?
И.С.: Это отличная платформа, и она действительно помогает многим реализовать свои идеи. Но это настолько было непросто, как оказалось! Очень много сил и времени на пришлось потратить на продвижение.
В.С.: У нас всё получилось. Но эта работа оправдывается,только если ты по-честному и профессионально вкладываешься в свою идею. Ничего само не приходит, в краудфандинге тоже.
Не связываете ли вы свой успех по сбору средств с тем фактом, что начало вашей работы над проектом совпало с годовщиной смертью самого Билли Миллигана и к его истории у людей проснулся вновь интерес?
В.С., И.С.: Действительно, это могло сыграть свою роль. Но вообще мы давно хотели взяться за эту постановку и постоянно откладывали её. До второго-третьего опыта. В 2014м умер и Дэниэл Киз, и сам Билли Миллиган, и мы поняли, что пришло время говорить об этом. Видимо, космически всё сошлось для начала этой работы.
Эта постановка — больше попытка порыться в голове у Билли и показать мир необычного индивида, или же возможность со зрителем, как и в « Эффекте Чарли Гордона», порассуждать о нормах и нормальности?
И.С.: Ни то и ни это. Нам в нашей работе было важно показать зрителю не триллер в духе американского кино, хотя история к этому располагает. Хотелось поговорить о вещах, которые волнуют нас сегодня. Отправной точкой была попытка ответить на вопрос «Кто Ты?». Есть ли какой-то ты настоящий? Или те роли, которые ты играешь в обычной жизни — они и составляют твою личность?
Есть версия, что расщепление личности Билли произошло задолго до его психологической травмы детства, когда появился отчим. Ведь первый выдуманный персонаж – маленькая девочка, ребёнок для угла — появилась ещё в трёхлетнем возрасте. К чему вы больше сами склонялись, изучая историю Билли – что случившееся с ним это причуда природы, или всё же реакция молодой психики на нездоровый климат в семье и социуме?
И.С.: Большой вопрос. Есть версия, что расщепление личностей — это не болезнь, а новый виток эволюции человечества. Не знаю, насколько можно этому верить, но те случаи, которые задокументированы, чаще говорят о причинах в пользу детских травм и нездорового социального фона.
В.С.: Мне кажется, залог психического здоровья у всех одинаковый, а спусковые рычаги в сторону диссоциации — разные. Стресс в детстве вполне может вывести все альтер-личности, которые есть внутри нас, наружу.
И.С.: Согласен. Кстати, и наоборот, если бы, имея это заболевание, всеми своими личностями получилось бы управлять, можно было бы добиться очень хороших результатов, чем бы ты ни занимался. Но пока это, наверное, только фантазии.
И в связи с этим следующий вопрос. Согласитесь, если «собрать» в теории воедино всю память всех личностей персонажа (Билли), что мы получим гения, этакого человек-оркестра, который владеет специфическими навыками вроде работы с электроникой, разбирающегося в науках и говорящего на нескольких языках? При том, что в жизни его этому никто не учил. Склонялись ли вы в процессе работы над материалом хоть на толику секунды к мистическим версиям вроде тех, что Билли для обучения своим возможностям то ли подключался к мировому разуму, то ли использовал каким-то образом память поколений, то ли и вовсе заключал в себе несколько вечных душ?
И.С.: Да, есть мнение, что человек несёт в себе определённую информацию предков на уровне генов, как и множество других красивых версий. Мы не даём каких-то ответов в этом спектакле и задаем подобные вопросы в том числе себе.
Насколько понимаю, в нашей стране вы первопроходцы в плане театральной постановки по истории Миллигана. Слышали ли вы про подобный опыт коллег?
И.С.: В Москве в рамках какой-то лаборатории делали до нас что-то подобное. А ещё одновременно с нами начал работу по роману театр «Мастерская». И возможно совсем скоро выйдет их премьера.
Есть вердикт, что Билли не был сумасшедшим в полном смысле этого слова. Он просто состоял из разных личностей и они менялись согласно обстановке. В таком случае, как вы считаете, была ли Адалана сумасшедшей? Лесбиянка, которой так не хватало любви, что в какой-то момент она пошла на те преступления, за которые потом и судили главного героя? Или Эйприл? Нежелательная личность, одержимая манией убийства отчима.
И.С.: Более того, есть вообще мнение, что он обманщик и лжец. И в этом моменте мы тоже вобщем-то сомневались.
В.С.: Благодаря нашим актёрам вы сегодня увидите, как мы задаём эти же вопросы. Сумасшедший он или актёр? Сумасшедшие ли личности внутри него?
Читая книгу, я очень симпатизировала психотерапевту, который лечил Билли. И его государственному защитнику. Мне показалось, что они совершенно искренне годами боролись за него с системой. Будет ли образ защитника, такого светлого луча надежды для героя, прописан в спектакле? Или спектакль покажет только проблему главного персонажа?
И.С., В.С.: А вот это вы сейчас сами увидите. Напомним, что сюжетная линия с романом несколько разнится, хотя мы и оттолкнулись от автобиографических фактов. Это всё-таки преломление реальной истории через художественное видение.
В завершении немного пофантазируем. Как вы считаете, если бы весь мир состоял из вот так Билли Миллиганов, которые переключаются по воле подсознания на то или иное поведение, мог бы такой мир существовать? Ведь мы все подходили бы программами друг к другу.
В.С.: Это, опять же, вопрос по правильному контролированию себя.
И.С.: Затрудняюсь. В любом случае считаю, гармония должна быть и внутри и снаружи человека.
Как там у Чехова? «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить.» Это в точности про постановку режиссёрского дуэта: ни одной лишней детали. Удивительным образом «стреляет» всё, что находится на сцене. Ювелирно отточен каждый технический штрих спектакля, либо казусы не видны за актёрской игрой и способностью к моментальной импровизации впринципе. Цифровые эффекты уместны, ненавязчивы и выверены дозированно, как в аптеке. Благодаря им пространство зрительно становится больше и объёмней. Свет – как ещё один участник спектакля, незримо, простите за тавтологию, присутствует во всём. Юмор на сцене, как вкусное угощение, полностью дополняет тему спектакля в форму «трагикомедии». То здесь, то там зрители срывались в хохот, что довольно заразно, хотя и громковато в камерном пространстве. Энергетика и отдача актёров и вовсе похожа на маленькое чудо. Такие «ходячие магниты» из кладовой талантливых молодых актёров — визитная карточка Такого театра.
Сценарий спектакля действительно заворачивает в стороны от произведения. Ребята не просто прошлись по роману, а предложили альтернативный ход событий. Вынос мозга обеспечен и тем, кто в «теме», и тем, кто нет. Сюжет постановки одновременно проходит и в голове бедняги Билли, и во внешнем мире стандартов – в тюрьме для душевнобольных Лима. Если в первом случае поклонники одноимённого романа увидят любимых персонажей вроде Рейджена (Михаил Ложкин), Алана (Виталий Гудков), Артура (Игорь Грабузов) и Адаланы (Юлия Гришаева), а также стопроцентно удивятся новым и «неосновным» (Ниеле Мейлуте в роли Эйприл, Надежда Мошкина – Шон, Владимир Кузнецов –Кевин, Александр Худяков – Филип, Станислав Белозеров – Сэмюэль), то во втором мире вы увидите те самые следы «Пролетая над гнездом кукушки», естественным образом вписанные в сюжет и сыгранные, понятно, перевоплотившимися этими же артистами. Дэниэл Киз – признанный гений психологического романа. Он один из немногих, кому доверял реальный Билли Миллиган, и, кроме того, он много времени проводил с детьми с ограниченными способностями ввиду своей преподавательской работы. Кен Кизи в своё время также много общался с «ненормальными» пациентами во время работы ночным санитаром, что и навеяло ему знаменитый оскароносный роман «Полёт над гнездом кукушки». Детальность, глубина и некое взаимодополнение упомянутых книг является замечательной находкой режиссёров спектакля.
Уже с первой сцены абсолютно неуправляемой руки главного прохожего, который наворачивал восьмёрки ещё до заполнения зрительного зала, стало понятно, что спектакль получится экспрессивный и любопытный до самого конца. Уже отсюда можно читать «Между строк», что у Билли (Дмитрий Белыш) вышли из-под контроля его естественные механизмы и что-то будет дальше.
Соло вульгарной блондинки на собеседовании во врачи (Светлана Савенкова) одновременно доводит до хохота и открывает одну простую истину: женщину запрограммировали разоблачить Билли. Сцена знакомства этой самой блондинки с Билли (Виталий Гудков) у многих навсегда останется фаворитом всей постановки, ведь эти двое устроили такой невероятный диалог, что не влюбиться в них не остаётся шансов. Всё было бы совсем смешно, если бы не было основано на реальных событиях, о чём некоторые читатели вроде меня напоминали при просмотре сами себе.
Сцена общения Билли с доктором при одновременном присутствии его личностей в комнате (голове), как и похожая известная короткометражка Тревора Сэндса «Внутри», наводит жути даже на видавших.
Актёры заполняют сцену в обоих параллелях сменой образов. У Варвары и Игоря и здесь всё не случайно. Не случайно ипостась властного управленца в обоих реалиях играет один и тот же Игорь Грабузов. Персонажи Александра Худякова и Марии Амеленковой в тексте были бы малозаметны, но стоит им просто присутствовать на сцене и кидать по паре реплик, как глаз невозможно становится отвести. Кстати, у них есть одна общая существенная особенность, о которой зритель с удивлением узнает в развязке спектакля.
Двусмысленности в спектакле настолько понятны и вкусны, что всегда хочется добавки – позабавить мозг. Параллели любопытны и понятны. Зритель, знакомый с романом, получит особенный десерт. Не читавшему и без того хватит удовольствия. Но и у тех, и у других, на уровне интеллектуального восприятия не остаётся вопросов. Сюрпризами и великолепными актёрскими находками спектакль просто изобилует, не оставляя отключиться от происходящего ни на миг.
Спектакль не ответит ни на один вопрос из заданных в нём или в интервью выше. Он лишь ставит вопросы, на которые ответить объективно невозможно, но поразмышлять можно и нужно каждому с собой. От технических вроде «Может ли вправду существовать личность внутри личности внутри личности, как чёртова матрёшка?», до личностных на примере наглядных диалогов Билли со своими сущностями — Что есть зло внутри тебя и что с ним делать? Что ты потеряешь, если откажешься от него? Или общефилософских: справедливо ли природа одних наградила, а у других — отняла? Бывает ли свет без тени? А добро — без зла?
Самый главный вопрос вечера «Кто я?» не менее важен, чем традиционные «Кто виноват?» и «Что делать?», только менее популярен. Наверное, потому что самоидентифицироваться в социуме считается нормой, отклониться от которой как-то стыдно и неправильно. Но и нормальность – вещь достаточно двойственная.
Второй роман про Билли отметил своё тридцатилетие, и, хотя не так давно ушли из жизни и его автор, и сам Уильям Стэнли Миллиган, эта история обречена на вечное обсуждение, а книги — просто обязательны для прочтения. Ну а театры, и, в частности, интерпретация «Такого Театра» – рекомендованы к посещению для утоления фантазийного и эстетического голода. У них это вышло сильно, стильно и современно.
Фото: архив Такого Театра