Уже совсем скоро 18 сентября Санкт-Петербургский театр «Мюзик-холл» распахнет свои двери для сотен зрителей, пришедших приоткрыть завесу тайны над овеянным мистическими сюжетами мюзиклом «Мастер и Маргарита», увидеть своими глазами масштабную постановку, в которую режиссерами, актерами, сценаристами, костюмерами были вложены колоссальные силы.
Нам удалось побывать на одной из репетиций премьеры, где в перерывах получилось урвать минуты свободы и пообщаться с режиссером мюзикла «Мастер и Маргарита» Софьей Сираканян.
Fashion-concert: Софья, почему именно «Мастер и Маргарита»? Ведь это достаточно сложная и амбициозная задача…
Софья Сираканян: Действительно. Наверное, все согласятся с тем, что экранизировать и инсценировать «Мастера и Маргариту» необыкновенно сложно. Это настолько глубокий, настолько философский, сложный и противоречивый роман, что, в самом деле, возникает вопрос, как так людям приходит в голову делать спектакль. Тем не менее сейчас много постановок и драматических, и музыкальных, много попыток экранизировать роман. Самое главное, что авторов не останавливает ничего, никакие рассказы о том, что темные силы защищают этот роман, и будут случаться всякие неудачи, а сам проект будет очень сложным. Могу сказать по нашему опыту, что проект, действительно, необыкновенно сложный, но он сложный не потому, что темные силы вмешиваются в это, во всяком случае с моей точки зрения. Сложный он потому, что сам жанр достаточно сложен – мюзикл, это многогранный жанр, в нем столько составляющих, что, конечно, работа идет тяжело. Но сказать, что я жалею о том, что мы взялись за такую сложную работу нельзя. Если вы спросите кого-нибудь из иностранцев, какие книги русских писателей они читали, это будет в общем то 2 книги – «Война и мир» Толстого и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Это удивительно завораживающая история, и при этом абсолютно для всех возрастов, для всех категорий людей, потому что каждый находит в этом романе что-то свое, кого-то интересует фантастическая сторона истории, кого-то философская, кого-то религиозная, кого-то яркая драматически-лирическая линия. В нашем мюзикле мы сделали акцент на фантастическую и лирическую составляющие, ну просто потому, что это мюзикл. Безусловно, здесь остались и глубокие психологические и философские идеи, но главный акцент, конечно, это любовная истории, а также противостояние сил, сил добра и зла.
Fashion-concert: Софья, вы достаточно молоды. Не страшно было браться за инсценировку такого амбициозного проекта?
Софья Сираканян: Конечно, я молодой режиссер. Для этого мюзикла это очень полезно, потому что энергия нужна молодая, подвижная. Я с радостью взялась за эту работу, я узнала очень много нового с технической точки зрения, с творческой точки зрения. Большое счастье работать с этой командой, командой высококлассных профессионалов.
Fashion-concert: С какой самой большой сложностью вы столкнулись при постановке мюзикла?
Софья Сираканян: Самые большие сложности, я вам признаюсь, технические, потому что спектакль технически невероятно сложный. Живой звук, живой оркестр, все поют вживую, и при этом все должно быть синхронно. У нас видео, которое живет абсолютно в киношном режиме. Представьте, что у вас фильм идет так, как он записан, всегда ровное количество секунд, а при этом звук вы пытаетесь записать к нему живой. Видео имеет начало и имеет конец, а музыка она живет. Сегодня артист в голосе, он решил подольше подержать какую-то ноту, он решил подольше пострадать сегодня, оркестр его ждет, дирижер его ждет, а видео его не ждет. Мы используем достаточно серьезные технологии, в том числе мы используем клик-трек. Это такая технология, которая позволяет дирижеру… обрести рак мозга (смеется), потому что дирижер получает в свой наушник правильный темп, метроном, чтобы темп в течение номера не менялся и не двигался. Таким образом, это некий искусственный способ контролировать время каждого музыкального номера. Правда, мы не во всех номерах это используем. Помимо этого у нас достаточное количество спецэффектов звуковых – это и разбивание банки подсолнечного масла, и разбивание окон, скрежет трамвая, звон, гром, молния, все эту звучит, выводится Dolby Surround по залу. И это все должно происходить одновременно с тем, что происходит на видео, одновременно с тем, что делают артисты на сцене, это все действительно непросто. Да и к тому же все декорации у нас двигаются, живут, горят. И это все свести на сцене в единый механизм, чтобы это было все без травм, без накладок – это колоссальная задача.
Fashion-concert: Были ли споры в отношении выбора главных героев?
Софья Сираканян: У нас несколько составов, по-другому жить невозможно, мюзиклы должны идти, страховать артистов нужно всегда.
Fashion-concert: Ведущие роли были закреплены изначально?
Софья Сираканян: Нет. Дело в том, что постановочная бригада всегда смотрит в процессе, у кого получается создать на сцене более убедительный образ. И здесь множество аспектов. Мы учитываем, безусловно, и то, насколько вокально убедительно человек звучит, насколько у него получаются сложные вокальные номера, насколько он пластичен, как хорошо он танцует, насколько убедительный образ он создает драматически. Маргарита нашего мюзикла – это не Маргарита Булгакова. Более того, у каждого читателя Маргарита Булгакова своя. Мы не пытались ни в коем случае воссоздать Маргариту Булгакова, нет, мы создаем свою новую героиню, более того у нас их две. Каждая артистка играет свою Маргариту, и человек, который придет на мюзикл и будет ожидать увидеть именно свою интерпретацию романа, возможно, будет разочарован. Но мне верится, что нет, он просто увидит новую историю, которую, может быть, он полюбит совсем отдельно от романа. И, я думаю, так к этому мюзиклу и нужно относиться. Это не интерпретация романа, это новое произведение, в основу которого лег этот великий роман.
Главной интригой мюзикла является вопрос, какую все-таки роль сыграет Анна Ковальчук, исполнительница главной роли в сериале по роману Булгакова. Разгадать эту тайну, или хотя бы попытаться приблизиться к разгадке специально для fashion-concert согласилась сама актриса.
Fashion-concert: Итак, Анна, вы играете?…
Анна Ковальчук: Геллу
Fashion-concert: Геллу?
Анна Ковальчук: На данный период времени, я играю Геллу, но у нас все подвижно.
Fashion-concert: А как же Маргарита, не хотелось ли сыграть ее вновь?
Анна Ковальчук: Нет, я ее уже играла. Хотя тут музыка такая, что Маргариту в данном случае мне хочется больше не сыграть, а спеть.
Fashion-concert: Когда вы смотрите на репетиции, как Маргариту играет другая актриса, не возникает ли мыслей, что вот тут бы я сыграла по-другому, тут сделала бы по-другому?
Анна Ковальчук: Нет, тут все совершенно по-другому, это не кино, это мюзикл. Оценивать это, как киноработу невозможно, а если рассматривать как творческую работу, то девчонки просто молодцы, потому что основная задача – это услышать, а то, как они владеют голосами и какие у них красивые голоса – это прекрасно.
Fashion-concert: Когда Вам снова предложили сыграть в постановке «Мастер и Маргарита», как вы это восприняли? Не было ли ощущения déjà vu?
Анна Ковальчук: Ну, во-первых, роль другая, и во-вторых, когда я услышала музыку, мне стало все равно, как называется этот мюзикл, поскольку музыка потрясающая. И я не играю то, что я играла в фильме. Я роман вижу совсем с другой стороны. Хотя, конечно, был какие-то сомнения «опять, зачем», а потом музыка и другая роль, совершенно другая история не оставили никаких вопросов.
Fashion-concert: А какой персонаж в романе стал для вас самым любимым?
Анна Ковальчук: Вы знаете, я сейчас работаю в образе Геллы, и, мне кажется, что она прекрасный персонаж. Я еще недавно прочла «Евангелие от Пилата». Очень потрясающая история, и я теперь с другой точки зрения смотрю на этот персонаж, но сейчас, любимый персонаж, конечно, Гелла.
Fashion-concert: Каждая роль оставляет след в судьбе или душе своих актеров. Роль Маргариты, когда вы ее играли в сериале, была такой же для Вас?
Анна Ковальчук: Мне кажется, мы всё берем каждодневно, приобретаем опыт в общении с другими людьми. Поэтому, скорее всего, этот год, когда мы работали над сериалом, конечно, оставил след в моей душе. Это была большая глубокая работа, это была работа с Бортко. Я играла женщину, которая так глубоко любила, что пожертвовала очень многим, поэтому, безусловно, след остался.
Fashion-concert: Роман Булгакова достаточно мистический и ходят слухи, что те, кто играют в спектакле овеяны этой мистикой, она откладывает на судьбах людей свои отпечатки. Вы не боялись браться за работу в «Мастере и Маргарите»?
Анна Ковальчук: Не боялась. Мне кажется, есть такие мистические вещи, которые лучше не играть, я не могу так сразу сказать какие… А «Мастер и Маргарита» — это ведь сказка. Булгаков он что мистик? Нет! Это человек с интересной фантазией, с богатой фантазией. Поэтому нет, я не боялась.
Fashion-concert: Есть ли в планах новые проекты, помимо мюзикла «Мастер и Маргарита»?
Анна Ковальчук: В мюзикле «Мастер и Маргарита» я хотела попробовать себя. За творческую жизнь сидеть в одном театре или просто сниматься в кино мне не интересно, скучновато. И мне хочется развивать себя. Я работала на телевидении, в какой-то момент я захотела быть телеведущей, я поработала телеведущей на канале, потом мне захотелось сняться в кино, в рекламе, ведущей какого-то концерта. Я вела 9 мая на Дворцовой площади. Есть грани, которые можно развивать в своей профессии. А вот опыта работы в мюзикле у меня еще не было, и я с благодарностью восприняла предложение поработать.
http://www.musichallspb.ru/repertoire/mh/612/
Над материалом работала Евгения Морогина