DSC-10004
— Никогда не бывает «потом», бывает «никогда»…

«Вечер заснежен, друзья жаждут встречи…» — эти строчки вот уже который год вписаны в нотный стан творчества группы «Сурганова и оркестр». Снежный ли вечер, дождливый ли – не зависимо от метеорологических сводок и общей ситуации в стране, друзья Светланы Сургановой не пропускают ни одно из ее выступлений.

К слову, 18 июня вновь возник подходящий повод встретиться, поговорить по душам, вспомнить былое, а также приобрести новые впечатления. В этот вечер на Эрарта сцене развернулся одноактный спектакль в исполнении актрисы Светланы Иванниковой. Монолог женщины о своей жизни, достаточно интимный процесс, ирония над ситуацией или самоирония, разговор по душам – с кем? С собой? Ответов нет, но разговор длиною в жизнь увлекает, заставляя, по сути, проживать её вместе с героиней. Боль через монолог актрисы с каждым эпизодом, с каждой вспышкой уводит зрителя все ниже и ниже, падая в эмоциональную яму. Однако, взмах руки, небрежно поправленные волосы, вдруг становятся спасительными. Резкость и уверенность жестов, казалось, придают силы двигаться дальше не только главной героине, но и всему зрительному залу. И этот пульс жизни, состоящий из синусоид, позволяет в конечном итоге сказать самому себе: «Да, это про меня»
DSC-10018
Персонаж Светланы Сургановой, появляясь в самом финале произведения, несет образ призрачных крыльев, даруемых человеку в нужный момент для нового взлета. Окончательного? Скорее нет…

Спектакль сложный по своему рисунку, эмоциональный. Его, безусловно, стоит посмотреть несколько раз, потому что, задумываясь и примеряя истории главной героини на себя, зритель забывает следить за ходом всего монолога. А он, в свою очередь, растворяется и гаснет, чтобы потом вновь завладеть вниманием пришедших новым аккордом произведения «Я теряю тебя».
DSC-10020
После финальной точки нам удалось пообщаться с действующими лицами спектакля «Моя счастливая жизнь» Светланой Иванниковой и Светланой Сургановой.

«Диалоги по поводу американского джаза» превратились в «Мою счастливую жизнь». А лично для Вас ваша жизнь – джаз? Рок? Классика?

Светлана Иванникова: Вся эта мелодия вокруг меня, меняется с опытом, да и просто с приобретением лет. Сменился год – вот тебе и джаз, другой – и уже, собственно, какая-нибудь одинокая труба звучит в моей жизни. Городская тема, тема в деревнях, музыка ночью или музыка днём… Мелодичность, гармония… Да… Все меняется в течение жизни. Но вот музыка Светланы Сургановой для меня, как величина постоянная, как воодушевляющая сила. И стихи есть дивные! В любые времена в твоей жизни найдется место для «В небе, полном звезд, имя твоё»! Так что у меня в жизни все, безусловно, как у всех.

Мы затронули творчество Светланы Сургановой, сможете назвать свою самую любимую композицию?
Светлана Иванникова: Конечно, нет. У меня их — множество, мы так давно знаем друг друга.

А, например, какая песня вспомнилась в эту минуту?
Светлана Иванникова: Вспомнилась «Белая песня», потому что она была написана в Юрмале.

Что для Вас театр, кроме профессии?
Светлана Иванникова: Только профессия.

Вы не любите ходить в театр?
Светлана Иванникова: Я вообще не люблю ни театр, ни артистов, ни детей. Я люблю жить, и если при этом будут дети и театр, то я буду счастлива (смеется). Т.е. у меня получается вот такая парадоксальная история, с одной стороны, я, действительно, не люблю «театральщину», а с другой стороны, именно в театр я бегу за потрясением, за открытием, за восторгом от таланта. Я всегда пользуюсь любым шансом пойти в театр.
DSC-10001-24
Правильно ли я понимаю, что для Вас искусство – это свобода?
Светлана Иванникова: Для меня, да. Вернее, это – одно из выражений свободы.

А свобода для личности – это много или мало?
Светлана Иванникова: Для личности важна свобода воли, на мой взгляд. То есть личность вольна выбирать. Быть подкаблучником или тираном, резать или шить, быть раздавленной или петь. Прекрасна свобода твоей личности в том, что ты не гадишь на улицах и в лесах! Это же правила, скажете вы? Нет, это – выражение свободы твоей личности.
Светлана Сурганова: Свобода для моей личности – это необходимая составляющая. Если свободы не будет, то не будет и творчества, в принципе, не будет ничего. Искусство и творчество зиждутся на свободе духа. И творчество, в свою очередь, возвышает твою личность. И даже в состоянии несвободы (застенки, цензура, догмы) рождаются творческие проявления в любом формате – живопись, музыка и так далее. — Да?
Светлана Иванникова: Да. С другой стороны, иногда мне кажется, свобода – это как раз и есть возможность получать удовольствие от зависимостей, и с удовольствием -зависеть. И от жены, и от правил и от желаний друга, и от случайных страстей, от…
Светлана Сурганова: Интересный поворот.
Светлана Иванникова: … от какого-то друга. Тебе надо вставать утром и ни свет, ни заря ехать его встречать. Что это такое? Это свобода? Нет, это зависимость. Но какое счастье все-таки — ехать и встречать!
Светлана Сурганова: Гениально.

В качестве саундтрека была использована композиция «Я теряю тебя». Почему именно она?
Светлана Сурганова: Это вопрос к режиссеру, это он ее выбрал.
Светлана Иванникова: Прекрасная песня! Что бы ты ни говорил под такую мелодию, даже прогноз погоды, это будет значительным. Если не шутя, то слова этой песни, если вы помните, и есть ключ к основной теме спектакля.

Спектакль идет практически без декораций. Это модный минимализм или стилистика такая?
Светлана Иванникова: У нас просто совсем не было денег на постановку. Отсутствие денег и рождает минимализм, как стилистику. (смеется). Кстати, художник из вашего города! Питерский! Михаил Заиканов – прекрасный, скромный, в очках, совершенно фантастической красоты, умный и талантливый.

Есть такая одноименная книга «Моя счастливая жизнь», в которой девочка ведет дневник. А вы сами вели дневник?
Светлана Иванникова: Никогда в жизни. У меня были всегда такие мысли, что я не могла доверить их даже себе, тем более дневнику. Я просто жила, у меня было много дел и мало времени. Но я все помню.

Снятся ли Вам спектакли перед премьерой?
Светлана Иванникова: Если честно, то мне очень давно ничего не снится. Я знаю, что у актеров происходит сильное перенапряжение перед премьерой, и им снится обычно один и тот же сон о том, как они бегут по коридору, выходят на сцену и не помнят слов. Мне это тоже когда-то снилось. А сейчас я просто сплю мало и поэтому крепко. Если мне удается заснуть, то я даже не помню потом свои сны. Слава Богу, проснулась! (смеется)

Сегодня Светлана Яковлевна оказалась в Вашем эфире, на Вашей территории, так сказать. Сможем ли мы когда-нибудь наблюдать обратное? Когда Вы окажетесь в стихии группы «Сурганова и оркестр»?
Светлана Иванникова: Петь? Конечно, нет. Меня не позовут, потому что Света Сурганова работает только с профессионалами. Любительщина — это нет…
Светлана Сурганова: Я протестую – это ложь и клевета (смеется).
Светлана Иванникова: Но ведь мы же сегодня слегка пели.
Светлана Сурганова: Светлана потрясающе поет, а как она интонирует… Это мой, на самом деле, учитель, который учит меня дышать, произносить гласные, согласные.
Светлана Иванникова: Света поет, как дышит. Я хочу, чтобы она это делала еще очень долго. Поэтому, я стараюсь быть на чеку, и напоминаю ей постоянно: «Дыши, дыши, дыши!».
DSC-10007

Над материалом работала — Евгения Морогина