10 ноября 2014г. На площадке информационного агентства «Национальная служба новостей» состоялась пресс-конференция по случаю выхода в свет нового винилового сборника «Наша линия взлета».
Елена Зорина-Новоселова: Рада сообщить, что впервые в истории фестиваля «Rock-Line», произошло такое важное событие, как издание сборника на виниловом носителе. Надо сказать, что история фестиваля «Rock-Line», тесно связана со звукоизданием, потому что все, начиная с первого фестиваля, одной из главных задач фестиваля, было не только крупный open-air, собрание большого количества людей , но и издание по этому поводу сборника, который бы информировал всех любителей, почитателей, друзей рок культуры. Информировал о том, что делается в стране, в рок музыке. И фестиваль «Rock-Line», до 2008 года, с этим справлялся, потому что практически в каждом году, когда был фестиваль, были изданы подобные сборники, но это были CD сборники. Тогда, в 1996 году, это было вновь, это было необычно, это было здорово, это было круто. И подводя к истории издания сборника на виниле, начинается самое интересное. Ведь все мы родом оттуда, когда был единственный виниловый формат. И отрадно осознавать, что наш сборник издан именно на старом, добром виниле. И в этот сборник, на мой взгляд, вошли самые лучшие группы, которые играли на фестивале все эти годы, понятно, что не все участники вошли в состав, формат винила, просто не позволяет этого сделать, но все группы были достойны такого издания на сборнике. Но, тем не менее, сборник, на мой взгляд, получился очень удачным, как по музыкальной начинке, так и по оформлению.
Александр Коротич: Так получилось, что оформление музыкальных носителей, начиналось с винила, потом был долгий период страданий с маленькими квадратиками, 12 на 12 сантиметров. Это было ужасно переходить от этого большого квадрата 31 на 31, вот к этому маленькому, запакованному в ужасно пластмассовую коробочку. Я очень счастлив, что сейчас вот эта вот красота вернулась к нам. Можно взять в руки вот этот большой квадратик, развернуть его одной стороной, затем другой, достать из него пластинку, аккуратно поставить на проигрыватель, тонарм, и это ведь целый ритуал и соответственно религия, которая вернулась в ряды меломанов в последние годы.
Елена Зорина-Новоселова: А еще давно забытое ощущение, когда ты прослушал на виниле одну сторону, ты должен подойти, и переставить на другую сторону.
Александр Коротич: Молодому поколению сейчас неизвестно, что такое первое на второй стороне. На самом деле сейчас молодое поколение начинает оживленно покупать виниловые пластинки, я заметил это и в Европе, и у нас постепенно виниловая культура среди молодежи, как то так вот пошла, это очень радует. Радует не только в художественном смысле, в котором я сказал, что приятно работать с такой формой художнику, а радует еще тем, что виниловый носитель возвращает музыкантов в рыночную ситуацию. То есть, это носитель, который начинает продаваться, потому что компакт диск, уже не продается, понятно, что «цифра» копируется в любом формате и как угодно, а виниловый носитель, ну просто не выгодно подделывать, и поэтому счастье, что виниловые пластинки у нас снова вернулись в строй, и этот культ очень приятно приветствовать. Я желаю фестивалю, долгой и счастливой судьбы, чтобы у них было много пластинок таких издано.
: Я хочу выразить слова благодарности, человеку с которым знаком уже более десяти лет, мы познакомились, когда группа базировалась на Урале, сейчас мы в Москве последние годы. История началась в 2004 году, когда нас пригласили выступить на фестивале, и вот эта дружба, она продолжается. Хочу сказать, что такие люди, как Елена Новоселова, это действительно такие звездочки, которые несут свет. И сам фестиваль, вот это движение, которое она создала вместе со своей командой, оно поддерживает, оно дает надежду молодым группам, движение, то есть вот эта жизнь, она вся проистекает и мотивация за всем этим стоит абсолютно правильная. Потому что у этого фестиваля есть очень замечательная вещь, вход и выход на фестиваль, свободный. То есть люди сумели создать благое дело не ради того, чтобы, что то на этом получать, зарабатывать, а именно для того, что бы нести и собирать вокруг себя молодых рябят, давать им надежду, занимать их творчеством. Поэтому вот за это большое спасибо фестивалю «Rock-Line». У нас такое в первый раз чтобы наша песня участвовала в издании на виниле, и я думаю, возможно, наш следующий альбом, который выйдет в следующем году, будет издан именно на виниле. В котором будут присутствовать песни на стихи Александра Коротича, и я надеюсь, что он возьмется за оформление.
Алексей Юзленко:Нам посчастливилось поучаствовать во всем этом деле, естественно мы, в общем, то благодарны, и такие вещи, когда выходят, естественно это остается не «мптришкой» в очередном плеере, компьютере. Останется надолго, наверное, это можно назвать, как историей нашей музыки, поэтому поучаствовать в истории всегда очень приятно, спасибо огромное.
Елена Зорина-Новоселова: Резюмируя, все выше сказанное надо сказать, что в свет вышел артефакт, который еще при выходе становится раритетом, потому что надо сказать, что тираж пластинки небольшой, за тиражностью собственно мы и не гнались, и не ставили коммерческую составляющую во главу угла. Прежде всего, создавался, как бы определенный срез, выпущенный на виниловом носителе, того, что делалось с рок музыкой, в последние десять лет.
Елена Батурина: Действительно было очень приятно работать с Еленой.Первое, что я хотела бы сделать, это поздравить коллег с годовщиной радиостанции «Наше радио Пермь», срок, с учетом того, что самая старая частная радиостанция фм диапазона, ей 25 лет, если я не ошибаюсь, и 13 лет, это как бы срок в наших условиях. Многие помнят, что вначале 90-ых это все началось, и приятно то, что радиостанция, не изменяла своему формату, выбранному формату русскому року, и уже есть легенды русского рока, уже есть антология русского рока, и так далее. Что касается работы, со своей стороны я могу сказать только одно, мы производство, мы просто берем заказы на производство виниловых пластинок, и выпускаем их у себя на заводе. Компания называется «Ультра Продакшн», она входит в состав «Мультимедиа Холдинг», в том числе, где присутствует радиостанция «Наше радио», а завод называется VinylRecords. Вот такая вот у нас многоименная структура. В принципе работа была обычной. Я надеюсь, Елена на меня не обидится, потому что если бы производство сказало, что работа была необычной, то это был бы форс-мажор и вовремя бы мы этого не сделали. Поэтому работа была обычной, за исключением того, что любой продукт, который к нам приносят наши заказчики, это творчество, даже для нас, для производства. Приятно было работать, потому что Александр Коротич, оперативно предоставил корректные макеты, как дизайнер этого сборника, потому что, как вы все понимаете, производство, это сроки. И очень хотелось выпустить этот продукт именно ко дню рождения радиостанции. В качестве информации, хочу заметить, что компания «Ультра Продакшн» активно развивается, потому что присутствует огромный интерес, во всем мире он начался с 2005 года, и продолжает расти и докатился до России, как всегда позже, но слава богу докатился, и самое интересно то, что прирост людей увлекающихся винилом, в основном идет за счет молодежи, от 18 до 25 лет. Это очень приятно, и эта тенденция она все больше и больше, и мы сейчас занимаемся тем, что мы расширяем производство. Потому что количество заказов уже увеличилось настолько, что мы не можем всех удовлетворить. На следующий год уже будем работать с расширенным парком оборудования. Елена, просила меня передать ей ту матрицу, с которой печатается виниловая пластинка. Сначала нарезается лакер, с которого снимается никелевая копия, лакер можно выбрасывать, а с никелевой копии можно сделать тираж. Как правило, это от 500 до 1000 пластинок с одной матрицы.
Елена Зорина-Новоселова: Мне хотелось бы добавить, что издание любого артефакта, будь то книга, альбом, пластинка, все это стоит денег, и в этой связи мне бы хотелось поблагодарить министерство культуры Пермского края, благодаря которому выпуск данного сборника состоялся. На мой взгляд, это достаточно символично, что выпуск этого сборника на виниле, произошел в год культуры. Удивительная история, выпуск сборника лауреатов, участников фестиваля то есть людей, которые играют рок музыку, вышел в год культуры. Вот для меня этот момент крайне важен, потому что этим самым признается то, что рок музыка, это важная составляющая культуры в целом. Это не молодежная субкультура, это не «где то там», а это целый культурный пласт.
Какое участие принимает государство в фестивале «Rock-Line»?
Непосредственное. Большая часть финансирования, это финансирование, как раз министерства культуры Пермского края, это было изначально, начиная с первого фестиваля. Я не говорю, что финансирование фестиваля происходит в полной мере, как любой фестиваль, должен, так или иначе, искать возможности, ресурсы, для роста. Понятно дело, это финансы, это спонсоры, это партнеры, которые в разные годы, разные. Потому что раньше это возможно было пиво, потом это были сигаретные компании, то есть, так или иначе, каждый год, это разная история. Но самое главное, что министерство культуры Пермского края, до сих пор от этого проекта не отказалась, и надо заметить, что у нас одно из тех министерств в России, которое поддерживает это движение, которое, так или иначе, находит на это финансирование. Вот это важно.
Как политическая обстановка влияет на культуру и искусство в целом, и как оно повлияло на тематику фестиваля и отразилось ли она как то на пластинке которую вы выпустили?
Елена Зорина-Новоселова: Нет, на пластинке это никак не отразилось, потому что выпущены, как раз песни всех тех, кто участвовал в разные годы. Здесь первый трек, группы «Собаки Качалова», Макс Ильин, которые были участниками фестиваля в 1996 году, самом первом фестивале. Потом здесь присутствуют те, кто играл в 10-м году, 06-м году и так далее. Поэтому сама музыкальная начинка фестиваля, как раз она на какой-то политической истории не завязана. Скорее это внутри человеческая политическая история. У каждого исполнителя она своя, поэтому то, что можно услышать в этих песнях, это каждому решать самому, насколько это политически. Вообще влияние политики, это не очень веселое влияние, оно есть и есть, мы живем параллельно. Каждый должен заниматься своим делом, и самое главное ты должен знать, что ты делаешь и для чего. А насколько это важно политически, не важно, куда ты съездил, как ты фотографировался, с кем ты фотографировался, на самом деле здесь очень важно, на мой взгляд, быть самим собой, и не быть сволочью, при этом.
Наша линия взлета, как родилось это название?
: Спасибо, что задали этот вопрос. Слоган фестиваля: «Твоя линия взлета», и он сложился, этот слоган очень интересно. Так как фестиваль из Кунгура, который в ту пору именовался «Фестиваль в аномальной зоне». С той поры, как фестивалем непосредственно занялась я, уже после ухода основателя фестиваля Олега Новоселова, перевела этот фестиваль уже в Пермь, на территорию бывшего аэропорта Бахаревка. Заброшенный аэропорт, где есть одна взлетная полоса, тут же рулежка, тут же лесополоса, поле заросшее, сама территория она просто манит, что то там такое яркое, громкое сделать, и никому при этом не помешать. Родился слоган «Фестиваль на взлетной полосе». Добро пожаловать всем направлениям рок музыки абсолютно, то есть, нет деления русскоязычные или англоязычные, или еще какие, мейнстрим ты играешь, тяжелую музыку, «тяжмяж», как я ее называю, или панк, любое направление.Самое главное, чтобы ты был интересен и что бы ты смог это сказать с большой сцены, где собирается огромное количество людей. По сводкам полиции, за два дня на фестивале побывало порядка 40 000 человек, это не единовременное стояние, т.к. вход и выход свободный, то получается как броуновское движение и, тем не менее, еще раз повторюсь, что я опираюсь на справки, которые мне составили представители полиции. В результате молодые команды, соответственно «Твоя линия взлета» и оно имеет, как бы двойное такое значение, на мой взгляд, сначала это взлетная полоса, маленький трамплин, маленькая возможность просто, что бы тебя увидели, услышали, заметили, что бы быть услышанным, на мой взгляд, это очень важно. Для музыкантов, для тех, кто впервые на такой большой сцене оказываются, либо уже был, в любом случае, это твоя линия взлета. И когда значит в формате «Нашего радио», мы посчитали, что давайте в одном флаконе уместим наше общее воззрение, она стала «Нашей линией взлета».
Вопрос ко всем участникам на выбор, как вы прокомментируете ситуацию с Андреем Макаревичем, что происходит? Что нужно сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
Елена Зорина-Новоселова: Ситуация, это с ним ситуация, ну или он ее создал такую ситуацию, или вокруг него создали эту ситуацию. Каждый живет свою жизнь, поэтому у нас у каждого своя ситуация, Вот у нас сейчас, такая ситуация.
Скажите, в наши дни все так же трудно быть послом рок-культа в столь, не ритмичной стране?
Елена Зорина-Новоселова: Вы знаете, любой не ритм, со временем превращается в определенный ритм, ну может быть одиннадцать четвертей, тоже не привычный размерчик, верно? Для уха, но, тем не менее, когда считалось, что «Римский-Корсаков совсем сошел с ума», это вот как раз одиннадцать четвертей, в результате со временем это стал шедевр. По этому то что касается рок культуры, она все равно пробьется, она все равно будет находить какие то формы. А послом, мне кажется послом всегда быть сложно, потому что задача посла услышать другую сторону и правильно на нее отреагировать, с добром.
Александр Самойленко:Я хочу добавить.Мне кажется, проблем никаких нет на самом деле в точках высказывания своей позиции. И в том о чем ты хочешь говорить, и вот эти все запреты, ну на самом деле ситуация сейчас не простая, действительно, следует признать, но при этом, как бы информацию которую ты хочешь донести до слушателя, она ни коим образом не пресекается и ты можешь быть услышанным. Мне кажется, вообще все нормально!
Александр Коротич: Я бы сказал более того, ситуация располагающаякрок музыке.
Другое дело, что кто хочет воевать, тот воюет, но большая часть воевать не имеет никакого желания, и занимается просто музыкой. Можно нести какую-то просветительскую составляющую в своем творчестве. А можно просто развлекать, и вот здесь каждый творческий человек делает выбор, развлекать или воздействовать на сознание, вот и все, соответственно человек делая выбор, понимает, что рано или поздно придется отстаивать свои позиции и соответственно получать какое то сопротивление, либо не получать, просто развлекать и все, все равно каждый платит. А так все нормально, никто никому ничего не запрещает. У меня у самого есть очень жесткие песни.Вкоторых, я высказываю свою собственную точку зрения, я ее пересматриваю, но в принципе, я собираюсь публиковать свой новый альбом, я как бы размышляю, но, наверное, я включу в свой новый альбом песни, которые может быть, когда то или где то, мне помешают. В карьере или еще в чем-нибудь, в принципе у нас такое случалось, что мы всегда скрывали какие-то вещи такие, другой момент, что это либо не воспринималось, либо замалчивалось, либо человек просто не понимал, о чем мы говорим. Но при этом я никогда ощущал того, что меня, куда-то, кто-то хочет затолкать. Группа может не звучать на радиостанции, группа может вообще нигде не быть, но при этом может все равно доносить свою мысль до слушателей, сейчас при интернете это все возможно, так что никаких проблем нет.
Какие сюрпризы готовит следующий фестиваль? Можете приоткрыть завесу?
Пока завесу приоткрывать сложно, потому что мы еще не перешагнули рубеж нового года, потому что, как правило, говорится, новый год, что он нам несет… м-да… (смех в зале) То, что фестиваль состоится – факт. То, что в 2015 году – факт. Последние выходные июня, тоже факт. Посмотрим, какой будет бюджет, если бюджет фестиваля позволит, фестиваль вновь вернется в трехдневный формат. Потому что перед этим годом, два года удавалось проводить в три дня. Наряду с тем, что дополнительно были еще площадки, причем площадки поражающие своей красотой, необычностью. То есть фестиваль одновременно проводился в Перми на большой площадке, на аэродроме в Бахаревке, на взлетной полосе, и вторая площадка, например в 11-ом году, инструментальная, это «Rock-Linе над Вильвой», это почти 300 километров от Перми, сцена располагалась по середине карьерного озера, красоты необычайные. Смешной вопрос для чего красота? Она должны быть и все. Оно должно быть, потому что это красиво, потому что это необычно. В любом случае, фестиваль будет на Бахаревке, на счет второй площадки, если бюджет позволит, это будет где то в одной из частей Пермского края, который огромен. В Последние выходные июня.
Александр Самойленко: Вообще же Пермский край, он волшебный, там действительно какая-то такая вот атмосфера, достаточно того, что Православие пришло, на 4 века позднее, чем везде. Кто не был, обязательно посетите.
Елена Зорина-Новоселова: С 2009 года мы пошли таким путем, то есть в первый раз отказались от такого формата, как флайеры, то есть маленькие бумажки, которые тебе дают в руку, в последнее время их никто не берет, и в лучшем случае не выбрасывают на твоих глазах. Зачем делать мусорку? Посмотрев с каким удовольствием люди берут Георгиевскую ленту, она всем нам дорога, трепетна и личная у каждого из нас. В 2009, я попробовала такой ход, афиша на ленте. Информация: что, где, когда, какой год, числа, «Rock-Linе»,Бахаревка, Пермь, то есть все пункты, которые должны быть услышаны, увидены, были просто на просто сделаны на ленте, и они стали востребованы, и с тех пор я не видела ни одной выброшенной ленты. Ни одной!
Елена, как раз вопрос в развитие этой темы, что район Бахаревка знаменит не только аэродромом, в Пермской области знаменит тем, что тамдолгое время находилось заведение аналогичное клинике Кащенко в Москве. Как то карма этого места сказывается на фестивале, музыкантах, посетителях?
Елена Зорина-Новоселова: По большому счету, я поняла о заведении, о которым Вы говорите. В нем был профилакторий для людей страдающих ДЦП, и имеющих ограниченные возможности, он находился довольно далеко от места проведения фестиваля.
Александр Коротич: Слишком серьезно, ответила Елена на вопрос. Я бы ответил на этот вопрос одним из любимых выражений рок н рола вот так: «Mama,weallgonecrazy», или что по русски: «Мама мы все сошли с ума».
Вопрос к Елене Батуриной, очень интересно, как в цифрах прирост рынка виниловых носителей в России?
Елена Батурина: Вы знаете, в России нет такой статистике пока еще, я думаю, мы начнем считать ее вскоре. Я могу сказать статистику, которая есть в Англии, это 120% за последний год по отношению к 2013, в Америке в прошлом году было выпущено шесть миллионов пластинок. У нас, конечно, это значительно меньше, но рост идет в геометрической прогрессии. Мы в прошлом году, где то ранней весной закончили работать в экспериментальном режиме, то есть начали принимать сторонние заказы, то есть по отношению количества заказов прошлого года к этому, это конечно геометрическая прогрессия, так быстро все растет.
Появились ли какие-то дистрибьюторы винила в России, ведь это связано с определенным оборудованием, шоу-румами, есть ли сейчас какие-то сети, которые могут распространять винил в России?
Елена Батурина: Они давно есть, они появились еще раньше, чем завод «VinylRecords», который делает винил в России. Они появились за счет того, что порядка 40 стран мира не закрывали свое производство винила. В России. Как известно, в 1991 году, если я не ошибаюсь или в 90-м был закрыт Апрелевский завод, и все. В частности Германия, Чехия, никогда не закрывали свое производства, и достаточно многие наши российские заказчики, заказывают там до сих пор. Но вот по мере роста производственных мощностей у «VinylRecords», они возвращаются в Россию.
Можете назвать цифру, сколько стоит у Вас напечатать тираж в 500 экземпляров пластинок?
Елена Батурина: 500 экземпляров пластинки, без НДС, стоит 65 500 рублей, но НДС +18% и есть такое понятие, как упаковка. Как правило, это внешний конверт, внутренний конверт, есть стандартный бесплатный, но можно выбрать под Ваш дизайн, брендированный, есть готовый антистатический, которые в России, к сожалению пока не выпускают, мы их покупаем за рубежом, тоже предлагаем, своим заказчикам. К стоимости пластинки, приплюсовывается стоимость упаковки, все это есть на нашем сайте.
Елена, вот с составом участников Вы определились, а как определились с песнями, которые вошли в сборник? Были ли какие-то советы с музыкантами, и вообще, какая реакция была у музыкантов на этот сборник? Было что то необычное?
Елена Зорина-Новоселова: На самом деле, первое, хотелось, соблюдая партнерские отношения с «Нашим радио», потому что это совместный проект, чтобы группы и песни отбирались по степени интереса «Нашего радио», чтобы они потом, так или иначе, были в эфире радио. Группы формата «Нашего радио». Второе условие было, чтобы песни были новые, и не изданы где то на пластинке, то есть она может быть в интернете, но интернет и винил, две большие разницы. Некий такой реверанс в сторону даты рождения «Наше радио Пермь», им 13 лет, количество треков на пластинке именно 13, и 13-ый трек он очень смешной, на самом деле этотизер, рекламный ролик «Наше Радио», «Наша линия взлета». Но физически здесь 12 групп, которые в те или иные года выступали на фестивале, отмечены «Нашим радио». Мне не стыдно ни за одну группу, ни за один трек, который здесь присутствует. Подбором песен занималась сама.
Во встрече приняли участие:
— художник, ведущий дизайнер Первого канала, педагог, писатель, дизайнер обложки пластинки «Наша линия взлета» Александр Коротич
— музыкант, композитор, лидер группы «TOMAS band», один из участников сборника Александр Самойленко
— лидер группы «ZNAKI», «ПОТОМУЧТО» Алексей Юзленко
— продюсер международного фестиваля «Rock-Line», продюсер сборника «Наша линия взлёта» Елена Зорина-Новоселова
— первый генеральный директор «VinylRecords» Елена Батурина
Материал и фото: Андрей Поташов