FC уже писал об открывшейся 28-го марта выставке «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива «Condé Nast». В этой статье – небольшой обзор экспозиции.
Выставка охватывает 100-летний период – с 1910-ых годов по 2010-ые. Работы представлены в хронологическом порядке, и знакомиться с экспозицией лучше всего, придерживаясь именно такого порядка. Тогда легче будет заметить, как менялись представления о fashion с течением времени.
Начиналось все с салонных, постановочных кадров. Однако уже здесь можно отметить, что тема fashion перестает быть просто демонстрацией одежды. Фотографии стремятся создать настроение и оставить в сознании некое многоточие – желание домыслить сюжет.
Барон Адольф де Мейер, американский Vogue, февраль 1921 г.
Со временем смысловой контекст кадра все более усложняется, выстраивая перед зрителем не просто модный салон с манекенщицей в красивом платье, а создавая отдельный мир с тщательно продуманными мизансценами. Fashion из просто одежды превращается в символ красивой жизни.
Эрвин Блюменфельд, американский Vogue, май 1946 г.
Позже появляется прием предметной фотографии – искусство создавать образ чарующей женщины без ее присутствия в кадре.
Тим Уокер, итальянский Vogue, октябрь 1999 г.
Тенденция к концептуализации фотографии приводит, иногда, к абстрагированию от женского образа, оставляя лишь намек на него.
Майкл Баумгартен, Teen Vogue, март 2006 г.
Если судить по самым свежим работам, представленным в экспозиции, то можно сказать, что современная fashion-фотография все более стремится передать не столько сам визуальный образ, сколько его внутреннее состояние. Изобразить некий мета-образ красоты.
Вилли Вандерперре, W, март 2011 г.
Надо сказать, что обращение к внутреннему ощущению модели, так или иначе присутствовало в fashion-фотогрфии издавна.
Недостаточно изобразить просто красивую женщину, в кадре должно что-то происходить и порождать мысль. Образ должен попасть в унисон с ощущениями своего времени. Он будет успешен, только если ляжет на ценностный контекст зрителя. Так, нельзя не отметить обложку Vogue 1945-го. Оставаясь прекрасной и элегантной, женщина разделяет боль и утраты современников.
Эрвин Блюменфельд, американский Vogue, март 1945 г.
В центре объектива, в основном, — женский образ. Так сложилось исторически. Изначально, fashion-фотографы изображали именно женщин, привлекая к съемкам барышень из богатых семей, позже – актрис и моделей. Мужской образ стал появляться гораздо позже, примерно с 70-ых годов. На выставке можно заметить всего несколько работ, содержащих мужскую фигуру или намек на нее.
Чаще, мужчина в кадре находится вне смыслового акцента. Снимок выстраивается вокруг женщины, мужчина – лишь небольшой штрих, он несколько отстранен.
Хельмут Ньютон, французский Vogue, июнь-июль 1961 г.
Постепенно, fashion-фотография становится все более чувственной. Красота приобретает оттенок эротичности и мужское присутствие подчеркивает сексуальность кадра.
Альберт Уотсон, американский Vogue, ноябрь 1976 г.
Мужчина преподается, как некий fashion-атрибут красивой жизни-мечты.
Элен фон Унверт, американский Vogue, октябрь 1990 г.
И наконец появляется, собственно, самостоятельная мужская тема.
Бен Уоттс, GQ, декабрь 2002 г.
Отдельный интерес представляют экспонаты, иллюстрирующие рабочие будни издательства – например, контактные листы и рабочие отпечатки.
На этом рабочем отпечатке красными линиями отмечены контуры, подлежащие коррекции. Уже тогда, во времена далекие от супермоделей, фотографы стремились к идеалу, зачастую несуществующему среди реальных людей.
Девид Бэйли, рабочий отпечаток и финальный снимок. Американский Vogue, август 1965 г.
Еще одной интересной частью экспозиции следует отметить видеоработы, сделанные для Vogue в последнее время. Надо сказать, что далеко не все посетители выставки обращают на эти видеоролики должное внимание. Привыкнув к статичным фотографиям, большинство бросает на экраны беглый взгляд и проходит дальше. FC рекомендует уделить несколько минут представленным видеоработам, не просто выхватив случайный кадр, а вникнув в суть. Видеоролики демонстрируются в зацикленном режиме, продолжительность самого длинного — 4 мин. 12 сек. Остановитесь перед экраном, дождитесь начала и прислушайтесь к своим эмоциям.
Самое зрелищное видео находится в зале, где расположены 1980-2000-ые года. Возможно, этому экрану просто повезло больше других, либо же это сделано намеренно, но так или иначе, из всех представленных видеороликов, этот демонстрируется в зале с приглушенным светом. Поэтому, и без того очень качественная картинка, выглядит еще более убедительно.
Красивая, загадочная, страстная, временами пугающая, яростная, тягучая… Женский образ все время меняется, оставаясь всегда в фокусе камеры. Позы перетекают одна в другую, усиливая ощущение метаморфозы мистическими видеоэффектами, удлиняющими конечности и вытягивающими шею. Этот медитативный видеоряд не способен наскучить, как нельзя пресытиться видом огня или текущей воды.
Инез и Винуд «Студия», для французского Vogue2012 г.
Продолжительность: 2 мин. 42 сек.
Еще один изящный видеоролик помещен в центр экспозиции и бросается в глаза сразу, при входе. Простая, но блестяще реализованная идея – человеческая фигура, составленная из разных образов, мозаично сменяющих друг друга, непрерывно идет на зрителя, спокойно и свободно, как по подиуму. Смотреть, также, можно бесконечно.
В свете затронутой выше темы об образе мужчины в fashion-фотографии, напрашивается отметить одну деталь. Ролик начинается с обезличенного женского силуэта. Далее этот силуэт, постоянно трансформируясь, постепенно превращается из женщины в мужчину, и к финалу по экрану шагает такой же обезличенный мужской силуэт. Стоит ли искать в этом смысловой подтекст? Например так: от понимания женской красоты мир постепенно приходит к пониманию красоты мужской. Или так: выражение женственности теряет четкие границы и смешивается с мужественностью, о чем свидетельствуют современные тенденции «уни-секс». Или же, эта трансформация создана лишь из соображений визуальной симметрии, тем явнее проявляющейся, если допустить напрашивающееся зацикливание ролика. Тогда не будет в этой истории ни начала, ни конца – только «Постоянно меняющийся лик красоты».
Солве Сундсбо «Постоянно меняющийся лик красоты», для W2012 г. Продолжительность: 4 мин. 12 сек.
И еще одна любопытная работа с двойным смыслом в названии, прекрасно обыгранном. Это видео отличается от предыдущих наличием сюжета. На первых кадрах, в поле зрения камеры попадает пара изящных женских ног, спускающихся по лестнице. Далее, на всем протяжении ролика, камера как будто что-то лихорадочно ищет, хаотично сканируя сидящих в зале людей. Экран разделен на два поля, показывающих одну и туже сцену, но с чуть разным таймингом и масштабом. От этого усиливается ощущение поиска. В итоге, взгляд натыкается на прекрасную девушку, резко отличающуюся от прочей толпы – тот самый искомый fashion-идеал. В туже секунду, два экранных поля сливаются в единую широкоформатную картинку – поиск закончен. Обладательница прекрасной пары ног найдена. Красиво и очень «по-fashion».
Алекс Прагер «Воскресенье», для W 2010 г. Продолжительность: 1 мин. 8 сек.
Есть еще ролик в стиле гротеска – этакий мрачный взгляд в страшноватое будущее с пластмассовыми женщинами-манекенами.
Гордон фон Штайнер «Посмотри в будущее», для итальянского Vogue2012 г. Продолжительность: 1 мин. 15 сек.
Среди многочисленных критериев, определяющих искусство, встречается некий эмоциональный подход: настоящее искусство не пресыщает. Чем больше погружаешься в его созерцание, тем глубже оно проникает в сознание. В представленной экспозиции многое восхищает и трудно выделить что-то одно. Натали Хершдорфер, куратора выставки, на прошедшей в субботу презентации проекта, спросили, есть ли среди демонстрирующихся работ самые любимые для нее. «Я не могу выделить что-то одно, потому что каждую фотографию, из представленных в зале, я лично выбрала из тысяч просмотренных мною работ. Могу сказать, что все они – самые любимые», — ответила Натали.
Выставка будет проходить до 7-го июня
в Мультимедиа Арт Музее, Москва,
ул. Остоженка, 16.
Официальный сайт проекта: МАММ
Материал: Левова Лола