17 мая 2017 года в Доме журналиста состоялся пресс-показ полнометражного фильма «Дон Жуан-девственник» режиссёра Константина Рацера. После просмотра фильма участники показа могли в непринужденной атмосфере пообщаться со съемочной группой, задать вопросы актерам (заслуженный артист Российской Федерации Игорь Евгеньевич Ливанов, польская актриса Клаудиа Жанна Бочар, заслуженная артистка Ирина Георгиевна Чипиженко, Павел Крайнов и Иван Руденко) и режиссёру, а так же поделиться впечатлениями. А вопросов было достаточно много, так как фильм оставляет противоречивое эмоциональное впечатление: каждый имеет своё мнение на события, прорисованные в картине, каждый трактует кинодраму по-своему.
Действие фильма разворачивается вокруг главного героя (которого блистательно сыграл Игорь Ливанов), в прошлом успешного режиссёра, планирующего постановку. Он испытывает творческий кризис и все его мысли связаны не с театром, а с молодой особой, которой он всецело поглощён. Эта страсть и творческое бессилие сказывается на его работе и мало что может вывести его из этого состояния, не помогает даже любимый чай с «мятой и чабрецом». В какой-то момент, жизнь предоставляет ему шанс изменить ситуацию, настроиться на новый лад, когда на мобильный телефон приходит звонок, но даже в этой ситуации главный герой пасует, отнекивается. Кто-то скажет, что это дает возможность измениться, так как режиссёр осознает, что в нем нуждается постановка, нуждаются актеры и в конечном итоге зритель. Возможно, что именно это решение и приходит к нему в полной темноте в самом конце фильма.
Дон Жуан и его антипод интересные и проработанные персонажи, образованность и свойственное ей сомнение противостоит прямолинейности и уверенности, связанной с недостатком интересов. Противоречие и противостояние пронизывает картину. Возлюбленная режиссёра метается между сомнительным прошлым, эмоциональным настоящим и призрачным будущем. Она пытается разобраться в себе и своих чувствах, но не может этого сделать, так как все найденные решения разбиваются о суровые реалии.
Картина, несомненно, оставляет неоднозначное впечатление. Есть ли положительные персонажи? Сложно ответить на этот вопрос. Складывается ощущение, что нет и именно это добавляет противоречия к восприятию: картина интересна, но какой посыл? Можно попробовать отнести к положительному персонажу уборщицу, которую изумительно сыграла Ирина Чипиженко, но это спорная попытка, так как её герой скорее всего нейтральный. Нет поступков, что-то меняющих, есть, скорее всего, обычное человеческое участие. Кто же несет положительные впечатления для участников действия? Может быть «свет», тот свет, который помогает главному герою справится со страхом перед сценой? Тот слабый свет, который струится от огонька зажигалки или разрывает темноту сцены, падая с мощных софитов. Пусть каждый решит это для себя сам.
Отдельно хочется сказать несколько слов о продюсерах данного фильма. Это те люди, которых нет на экране, но которые являются неотъемлемой составляющей картины. Они вложили в фильм не только свое время, деньги, силы, но и эмоции, переживания. Возможно, они оставили в этой кинодраме частичку себя, облегчив творческие муки режиссера и актеров. Не забудем упомянуть их имена, поклонники фильма должны знать их: Ольга Жгун, Константин Рацер и Сергей Левкович-Болотаев.
Смотрел картину и участвовал в обсуждении, Георгий Поляков