В эту пятницу, 25 ноября, на улице стояла совершенно отвратительная предзимняя погода. Питер грелся после работы как умел – рок-концертами — «человека года» безбашенного Шнура с «Ленинградом», громкой «взломщицы» «Гильзы», фолк-металл-шаманов из Финляндии «Korpiklaani», меланхиличных постпанков «Motoramы»… Но часть горожан предпочла снова пойти на концерт родного и вдумчивого Славы Петкуна, вновь наполнив до краёв зал «Космонавта». Не зря по городу ходят слухи, что живые концерты «Танцев Минус» — это особая положительная атмосфера и стопроцентное удовольствие, и мнение видавших, что они едва ли не обязательны к посещению хотя бы раз.
Вообще Вячеслав Борисович Петкун — имя без труда узнаваемое. Без его бархатного баритона уже невозможно представить большую сцену, а без «10-ти капель дождя»- посиделки у костра. Являясь создателем «Танцев Минус», Вячеславу удаётся вкладывать в ассоциативные тексты и звучание своих рок-баллад столько живого смысла и чувств, сколько необходимо для повсеместной искренней народной любви. И, хотя коллективу исполнилось 21 — возраст, в котором можно уже всё, — группа никогда особо и не придерживалась общего курса развития. Вячеслав Петкун давно известен своими выходками – то эпатажем вроде похода на вечер к Юдашкину в домашнем халате, то странной для рок-тусовки дружбой с самой Примадонной всея эстрады, то участием вообще в театральном мюзикле («Нотр-Дам дэ Пари») в роли самого известного в мире уродца, и всё это на фоне исключительной откровенности в разговорах о музыке, футболе и политике, в которых и слово крепкое может ввернуть, если захочет. За харизму, способность самостоятельно и логично рассуждать он был телеведущим в передаче «Чёрное-Белое», а также неоднократно привлекается радио в качестве комментатора. Но, самое главное, к чему и стоит вернуться, это то, за что его любят поклонники – за проникновенную магическую музыку коллектива «Танцев Минус» без шанса на равнодушие. «Танцев..» одинаково ждут и слушают и на «Нашем Радио» и на «Русском Радио», и на радио «Зенит» и «Спорт».
«Танцы..», к их чести, вышли на сцену с совсем небольшой задержкой, от чего питерский зритель, увы, к сожалению, стал уже отвыкать. Вместо вступления – сразу знакомые до ломки романтичные нотки 15-летней давности: …Я тебя целовал.. у ночного огня.. Я оставил с тобой…. Интеллигентные зрители уже знали что делать, и заорали в уши друг другу под мощные ударные «ПОЛОВИНКУ СЕБЯ!!» Такой градус свойственен окончанию концертов, когда артистов вызывают на бис и зал уже разогрет. Здесь же факты бежат впереди паровоза: «Танцев..» любят. Магия звука моментально вступила в силу.
— «Здравствуй Питер! Мы по тебе скучали. Вообще, если честно, когда-то я и представить не мог, что буду приезжать в родной город с гастролями.» А ведь это тоже правда. В этот вечер зрителям ещё не раз придётся услышать признание в любви родному городу и шутки в сторону Москвы-конкурентки. Переезд в Москву для фронтмена группы был необходимым для творчества шагом в своё время, а сейчас группа и по составу состоит из обеих столиц. «Ну а по настроению — типично наша!!» — скажут оба зрителя.. и будут по-своему правы.
Не думая, Вячеслав добавил : «Да и Зенит всегда чемпион, так что…» Так что есть повод почаще к нам приезжать и собирать полные залы. Кстати, радио «Зенит», развернувшее своё знамя слева от сцены, тоже не на шутку танцевало в «Космонавте» в этот вечер, разогревая своим примером градус почётных вип-рядов.
За суперхитом зазвенел другой суперхит. Видимо, чтобы настроить голосовые связки зрителей в самом начале. Ну кто не знает наизусть продолжение фразы «Десять капель дождя у тебя на плече…»? Снова хоровое пение, что уж тут сомневаться. Магию этой песни тоже сложно переоценить.
Затем трогательнейшая «Ты далеко» устроила стрельбу публике в самое сердце, разбив по парам и впредь для «медляков» куда-то, где не так кучно, подальше от сцены. Но грустить долго не пришлось: «Там за белой Невой! Под прошлогодней листвой! Я! найду твои следы!! Иду — за тобой!!» — скандировали и прыгали вновь всем залом. Особенно не ускользнуло от внимательной публики именно «Невой». Включились также «Диктофоны» утяжелённой версии с крылатой навязчивой строчкой «за стёклами квадратных окон за твои куклы умирать», которая слышатся в игре слов неизменно как «за твои губы умирать», то есть уже около полутора десятков лет с одной и той же народной ошибкой «по Фрейду».
«Нна» со свежего альбома тоже была встречена очень тепло. Раритеты – это хорошо, но и свежие вещи группы неизменно запоминаются и требуются. Альбом «Холодно» бомбанул в 2014м спустя 8 лет ожидания, лишний раз доказав, что «Танцы..» в тонусе и по-прежнему куют хиты. Следом оттуда же по зрителям прокатилось «Колесо» с философским заделом «Если бы всегда все могло быть не таким как то, от чего не выть…» и расчудесными клавишными. «Колесо» в этот вечер посвящалось некой Наташе и её десятилетнему браку. Лидеру группы и семьянину со стажем эта тема понятна как никому.
Рок-исповедь «Надвое» посвящалась же всем девушкам в зале. Неудивительно – такое нередко попадает вглубь с первого слова и не отпускает до последней строчки.
Самое главное, ожесточённое
— Делится надвое на два делённое!
Снова невидимый, снова заплаканный,
И где-то слева во мне… сердце болит
Сердце тоскует…
В тишине после питерские зрители вновь услышали о себе простую истину, избитую уже всеми проницательными рок-исполнителями. «Вы — публика особенная. Вдумчивая. Порой играешь песню, и не всегда понятно, нравится ли вам, или нет…» В ответ – рёв и шум. Чтож поделать, наверное это просто наша фишка, это просто так. Впрочем, мужчины стали поактивнее и начали себе требовать «Город-сказку», но ей требовалось, по задумке обаятельного составителя сэт-листа, ещё немного выстояться. Альбом продолжил меланхоличный «Бег», который добежал до забойного и логичного «Уматывай».
— «Я вообще не люблю весёлые песни. Это как с анекдотами. Вы сколько раз можете рассмеяться над анекдотом? Правильно, два раза. Один — когда вам рассказывают, второй- когда — вы». «Да нет да да» и «Ладога» словно лишний раз подтвердили слова певца: получаются у него грустные песни, с этим в зале никто не поспотрит. Альбом «Холодно» холодно прервался любимым хитом «Ю», тем самым, который «Я укутываЮ, убаюкиваЮ, электрический свет просто выключаЮ, недоверчивуЮ и застенчивуЮ то закатываЮ, то раскатываЮ….».
На вечере было место и для любопытной утопии с длинным названием «Этой ночью машины в гараж не вернутся назад» на стихи рок-поэта Ильи Кормильцева, и для весёлого странного «Дерева» с незатейливым рок-н-рольным «Я заберусь на дерево ночью и до утра там буду висеть!» с самого первого альбома тогда ещё юной группы. Чтож, вечер вновь разгонялся позитивом одной из самых «депрессивных» групп. Только они могут исполнять песню с названием «Бессердечность» так, что жить хочется.
Отдельное слово, которое надо обязательно сказать, — спасибо — коллективному разуму группы «Танцы минус». Их просто фантастическая сыгранность (Михаил Хаит — бас-гитара, Антон Хабибулин — соло-гитара, Сергей Хащевский — клавишные, Олег Занин — барабаны) вкупе с точной работой техника, световика и видеотехника настолько потрясающие, что ребята могли бы номинироваться на какую-нибудь соответствующую премию «Гармония выступления года», если бы такая была.
Любителям несерьёзной астрологии группа подарила «Остаться между», где имеются ввиду два самых упорных типа характера зодиака — Скорпион и Овен. Да уж, психоделия и образы текста навевают каждому поистине свои размышления. А пока вдумчивая питерская публика всё ещё осознаёт загадочный смысл предыдущей песни, ей же и посвящается развязная «Из Ленинграда». «…Мы сочиняем и поем дурацкие песни» звучит одновременно как самоирония, но и как символ эпохи, и всё же забойно в контексте песни. Прыгать ещё не устали в зрительном зале. В то же время старая добрая «Не меняй меня», как привет из 2000-х, звучит актуально и тепло.
— «А в случае этой композиции я всегда говорю, что эта песня от нашего города — вашему!» Зал в ожидании «Города-сказки», но опять мимо! Ещё одна проникновенная баллада для медляка вдвоём в этом зале просто обязана была быть сыграна! Имя ей – «Нахвамдис». Под эту светлую грусть вообще удобно плакать и обниматься, но, к счастью, в зале выбирали второе. По-русски это «Прощай»… Вот уж чего точно никто не хотел в Космонавте 26 ноября 2016 года, так это окончания вечера.
На живом выступлении «Танцев Минус» взаимообмен эмоциями между публикой и артистами практически осязаем. Этот тот случай, когда Вячеслава уже подкосила суровая питерская погода (но к чести певца надо сказать, что его, как профессионала, выдала в этот вечер только дружба с горячим чаем на сцене), но к концу концерта он сам заряжен и бодр вместе со своими парнями настолько, что еле выпроводили! Шутка. Еле отпустили за кулисы! – это будет правда.
Конечно, «Город-сказку», немного поиграв (полтора часа) и со- и -для зрителей, «Танцы минус» исполнили вместе с прыгающим залом. Дословно это визитную карточку с первого альбома не мог ни знать ни один посетитель «Космонавта». Как-никак, даже сейчас она стоит в рейтинге самых прослушиваемых группы, по версии Яндекса. После громкого ожидания и требований «Ещё!» всё так же полного зала ребята вышли на сцену вновь, словно забыв, как дорогО людям «Оно». Казалось бы, всё: и поимённые благодарности составу команды от лидера розданы, и апплодисменты затухают, но расходиться никто не хочет. Знают, что без «Цветов» праздник — не праздник, и концерт «Танцев…» закончится должен искренним, любимым, хотя и сомнительным по прямому тексту, но бесспорным в плане подачи, позитивом.
Такие дела. Городские слухи относительно концертов «Танцев минус», бесспорного волшебного профессионализма команды и запредельного обаяния Славы Петкуна, оказались правдивы. Убедитесь в этом сами.
Убедилась на себе: Евгения Мартынова