Мэрилин Мэнсон – фигура, сбивающая с толку, ему сложно дать определение. С одной стороны, он – американская икона, звезда хэви метала и рока, который продал более 50 миллионов копий своих альбомов. С другой стороны, он – мужчина средних лет, который еще не преодолел свою стадию увлечения готикой. Он интересный и умный комментатор на тему одержимости Америки насилием и славой (по рождению он Брайан Уорнер; его имя – это сочетание имен Мэрилин Монро и серийного убийцы Чарльза Мэнсона). А еще к тому же он пишет песни, которые вы могли бы ожидать от самовлюбленного подростка с асоциальной манерой поведения.
Особенность Мэрилина Мэнсона в том, что его необязательно понимать. Его целевая аудитория всегда представляла собой недовольных подростков: одиноких, непонятых, отчужденных. Если бы Моррисси был американцем, увлекся сатанизмом, использовал помаду, завел близкую дружбу с Джонни Деппом и Хантером С. Томпсоном, он мог бы занять культурную нише недалеко от той, в которой находится Мэнсон.
В какой-то момент он даже почувствовал себя в ловушке собственного публичного образа. «Это причина, по которой я хотел бросить музыкальную деятельность, заняться рисованием или актерским мастерством. Хотя на самом деле мне просто стало скучно это. Я не хотел быть в точности тем, кем меня все хотели видеть».
Он в значительно степени достиг успеха в своем втором амплуа в качестве актера, сыграв дебютную роль в фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». На данный момент он играет белого расиста в популярном американском телешоу «Сыны анархии». Но больше всего взглядов аудитории и ожиданий от него вызвало его появление в документальном фильме «Боулинг для Колумбины» режиссера Майкла Мура в 2002 году.
После съемок Мэнсон подвергся обвинениям со стороны политиков, СМИ – что было похоже на охоту на ведьм – за подстрекание Дилана Клебольда и Эрика Харриса к насилию. В действительности они были фанатами европейской метал команды Раммштайн, а Мэнсон был самым близким американским эквивалентом, и он стал объектом для вымещения всей боли и растерянности нации.
Первая песня с его нового альбома называется «Убивая незнакомцев». Это кажется преднамеренным актом провокации. Это даже не оригинально. Фантазии на тему убийства – себя, других, врагов, незнакомцев, кого угодно – это другая отличительная черта Мэрилина Мэнсона. И все же наличие этих тем в его творчестве неслучайно. Как говорил сам Мэнсон: «Мой отец был во Вьетнаме еще до моего рождения. Недавно я смотрел «Апокалипсис сегодня» на стенном проекторе, нажал на паузу как раз когда он вошел, что было странно. Я не планировал этого. Он только что приехал. Он вошел, увидел это и сказал: «Это вызывает у меня уйму смешанных эмоций». А я ответил: «Хороших или плохих?» Он сказал: «Когда люди говорят о посттравматическом синдроме, я не думаю, что люди понимают, что ты лишил жизни стольких многих людей, а теперь тебе нужно вернуться в нормальный мир, к этому очень сложно адаптироваться». И я сказал: «Отец, я думаю, ты захочешь послушать эту песню, «Убивая незнакомцев». И я поставить ему ее послушать».
И становится понятно, что лирика Мэнсона в буквальном смысле является правдивой, что наверняка он сам не до конца осознавал. Это то, с чем столкнулся его отец. А Мэнсон и его мать жили среди последствий. Когда понимаешь, что он провел 18 лет своей жизни в доме, где господствовали посттравматические эффекты насилия, то Мэрилин Мэнсон и его музыка, его навязчивые идеи, его чувство отчужденности, его очарованность темой смерти, его упорное стремление жить вне структур основной части американского общества внезапно открывают гораздо больше смысла.
Его отец говорил ему не писать. А он все равно поступил в колледж журналистики. «Первая статья, которую я сделал, — вспоминает он,- была о Мэрилине Мэнсоне, которую я написал сам как Брайан Уорнер, отчасти поэтому мне был нужен псевдоним, сценическое имя. Я был поставлен в такую ситуацию, где я столкнулся…где я создал монстра Франкенштейна. Там был Мэрилин Мэнсон, но еще не было никакой музыки. Я создал искусственный мир, потому что мне не нравился тот мир, в котором я жил. Но это то, что заставило меня создавать музыку. Мне необходимо было заполнить пробелы, созданные мной».
Он очень непростой. Он может рассказать много интересного, но его речь беспорядочна. Его истории наполнены символизмом, совпадениями и гиперболой. Он прыгает с темы на тему и, в особенности, с одной ссылки на фильм к другой. Страстный поклонник кино, он погружается в язык и историю фильма, и совокупность визуальных образов фильма кажется ему такой же реальной, как и жизнь большинства людей.
Сейчас он проживает, как он говорит, третий акт своей жизни. «Я в третьей части фильма, где идет дождь. Это когда ты знаешь, что грядут проблемы».
Только не ясно, проблемы какого рода. После съемок в «Колумбине» он испытывал страх смерти, тяжелую депрессию после окончания отношений и суицидальные мысли. Он признается, что ему не чуждо желание мести. «Может быть это идет с того времени, когда я был ребенком, которого часто пороли, и никто за меня не заступался. Но и я не заступался за себя сам». Но, по его словам, он не похож на «злого человека».
Он и не похож. Он выглядит как 45-летний мужчина, который только сейчас осознал определенные вещи о себе. Он пытается объяснить, что это значит выступать перед незнакомыми людьми. «Это невероятно сильные эмоции, что сложно прийти в себя. И, возможно, я пытаюсь сказать моему отцу, что это сравнимо с тем, что пережил он. Очень сложно вернуться из тура и отойти от этого. Оно имеет ментальный эффект, возможно даже химический. Это не то же самое, что идти в бой, но это путь, связывающий меня с отцом. Идея того, чтобы жить в другом мире. И возвращаться домой, и чувствовать себя не в своей тарелке».
На вопрос, думает ли он, что тем самым воспроизводит то, что испытал его отец, он отвечает: «Не намеренно. Но это то, что нас связывает. Я живу в мире, в котором мало кто живет, и когда я возвращаюсь домой, зачастую это как: «Эй, привет, это я».
Это Мэрилин Мэнсон. Сын ветерана войны во Вьетнаме, как он сам корректирует, «массового убийцы». Он всегда критиковал то, как СМИ представляют насилие в привлекательном виде. И спустя 25 лет после того, как Брайан Уорнер создал Мэрилина Мэнсона, соединив вместе имена Мэрилин Монро и Чарльза Мэнсона, он осознал, что это, пожалуй, самое правильное имя для него, какое бы он мог придумать. Потому что Вьетнам был заретуширован Голливудом, романтизирован в фильмах, которые он любил. Шум вертолетов в начале «Апоклипсиса сегодня», ужасающий саундтрек. И к этому очарование Мэрилин Монро. И жажда крови Чарльза Мэнсона. И он, без преувеличения, порождение всего этого. Мэрилин Мэнсон. Настоящий сын Америки. Новый альбом «Бледный император» вышел в свет 19 января.
P.S.: Прошлым летом в рамках фестиваля Park Live должно было состояться выступление Мерилина Мэнсона в Москве. Но, поздним вечером 27 июня стало известно, что концерт рокера был отменен из-за телефонного сообщения о заложенной у сцены бомбе. И не смотря на эту информацию, несколько тысяч человек Москвичей и гостей столицы, приехавшие специально увидеть столь легендарную личность, простояли пару часов у сцены под дождём в надежде, что концерт всё же состоится.
За несколько часов до несостоявшегося концерта Мерилин Мэнсон и музыканты из его группы посетили музей «Дом перевертыш», который находился как раз за главной сценой фестиваля в парке ВДНХ. В тот день музей был закрыт для посетителей, но столь дорогого гостя приняли с радостью.
Над материалом работали:
Мария Голованихина
Екатерина Котова