Один из самых приятных моментов профессии журналист — это возможность познакомиться с удивительными людьми, стать на несколько минут их хорошими знакомыми, с которыми они готовы поделиться своими историями, а ты, глядя на на них заряжаешься энергией и позитивом.
Именно с таким человеком нас и свела судьба в этот осенний вечер. В Санкт-Петербург приехала писательница Маша Трауб со своим новым романом «Плюс один стул».
Маша Трауб не только красивая женщина и талантливый писатель. Она еще и известный журналист, автор своих колонок в журналах, а также мама двоих замечательных детей.
Она рассказала о своем новом романе, о жизни, о секрете счастья и о многом другом.
Fashion concert: Несколько слов о Вашей новой книге для читателя, который не знаком с творчеством Маши Трауб.
Маша Трауб: Книга называется «Плюс один стул». Это трагикомедия о том, как молодые люди решили создать собственную семью. Я пишу о жизни, самой обычной, о ситуациях, в которых может оказаться каждый. О чувствах, мыслях, тайнах. О скелетах, которые не выглядывают из шкафа,а вываливаются из него. О счастье, любви, предательстве, радости и горе. Я пишу о детях, о семье, о нас с вами, о наших родителях, бабушках, дедушках, троюродных тетях, двоюродных братьях.
Fashion concert: Как Вы думаете, почему Ваши книги популярны?
Маша Трауб: Может быть, это прозвучит нескромно — потому что я искренняя и открытая. Даже излишне открытая. Иногда редактор даже пеняет мне за это, когда я веду встречи с читателями: «Маша, зачем уж так выворачиваться наизнанку?». Но по-другому у меня не получается. Я не обманываю, не лгу, не приукрашиваю, не любуюсь собой. Если у меня беда или что-то беспокоит – я делюсь этим с читателями. Если повод для гордости или радости – то делюсь радостью. Если счастье – то отдаю и кусочек счастья. Еще я ценю хороший юмор. И самоирония – одно из основных качеств, которые я ценю в людях. И это тоже должно присутствовать в моих книгах.
Fashion concert: А о чем бы никогда не решились бы написать? Есть ли писательское табу для Вас?
Маша Трауб: Я не смогла бы описать откровенно сексуальную сцену. Все-таки я достаточно консервативна, поэтому ценю недосказанность. Текст ведь — как платье. Так вот для меня откровенное декольте не столь привлекательно, как глухой ворот. Эпизоды насилия, жестокости вы тоже не встретите в моих текстах.
Fashion concert: Если вспомнить Ваше первое произведение, оно рождалось в муках или наоборот легко и свободно?
Маша Трауб: Я всегда писала легко. Ведь то, что легко пишется – легко читается. Муки творчества мне не знакомы. Скорее, есть усталость. Но я много пишу про детей и для детей – и тогда усталость как рукой снимает. Дети не дают расслабиться. Можно полежать два часа, а потом снова бежать. Это относится и к обычной жизни, и к творчеству. К тому же я остаюсь журналистом, поэтому пишу под дедлайн, в сроки. У меня просто нет времени ждать, когда муза соизволит прилететь.
Fashion concert: Если брать Вас, как журналиста и как писателя — от какой профессии (призвания) не смогли бы отказаться, если бы пришлось выбирать?
Маша Трауб: Надеюсь, мне не придется выбирать. Журналист – это моя профессия, записанная в дипломе. Писатель – это призвание. Я, наверное, не смогла бы не работать. Не было бы колонок или книг, я бы писала сценарии, стихи или что-то еще. Но я всегда работала со словом, с текстами.
Fashion concert: В Петербурге накануне завершился фестиваль, посвященный Эрику-Эмманюэлю Шмитту, по его произведениям в театре показывали постановки. Как Вы считаете, какому российскому писателю мог бы быть посвящен фестиваль такого же плана, и постановки чьих российских писателей «просятся» на сцену?
Маша Трауб: Чехов. Да. Чехов.
Fashion concert: Если разложить все Ваши ипостаси (журналист, писатель, жена, мама), то в Вашей иерархии ценностей, что стоит прежде всего, а что на втором плане?
Маша Трауб: Я мама, потом жена и только после этого – писатель. Хотя нет, никакой иерархии. Мама. Как однажды сказал про меня мой муж – я домохозяйка, которая по вечерам вышивает – на клавиатуре компьютера.
Fashion concert: В чем секрет счастья Маши Трауб?
Маша Трауб: В моем доме, где я могу спрятаться. В детях, которые сейчас поражают особенными способностями, не такими, как у меня и мужа – сын учится на физико-математическом отделении школы, дочка – рисует и занимается балетом. Счастье – это моя семья. Муж, с которым мы уже семнадцать лет вместе, и нам до сих пор очень интересно жить друг с другом. Моя мама, которая продолжает оставаться женщиной до кончиков ногтей – на дворе может быть атомная война, а она поедет в салон сделать прическу или на рынок за свежей зеленью. Мое счастье в друзьях, подругах, коллегах. Я не одинока, не одна. Это очень важно – быть не одной и жить не для себя.
Fashion concert: Говорят, что любой журналист мечтает написать книгу, с Вами, когда Вы были журналистом, а не писателем, было так?
Маша Трауб: Нет, когда я была журналистом, я хотела писать колонки, тексты, делать интервью. Между прочим, я считалась неплохим интервьюером – меня отправляли к людям, которые не хотят говорить, терпеть не могут журналистов и отвечают односложно. Все мои интервью – моя гордость и маленькая победа. Я всегда хотела работать и быть востребованной. Мечтать о книге – это странно. Нужно было лишь сменить угол зрения – писать не газетные тексты, а повести и рассказы. Я вообще не мечтаю — я делаю, планирую.
Fashion concert: Даете ли Вы себе обещания?
Маша Трауб: Нет. Это бессмысленно. Я и так знаю, что смогу выполнить, а что нет. Нет, обещаний никому не даю вообще. Даже своим детям. Зачем? Надо или сделать, или не сделать.
Fashion concert: Как Вы считаете любой человек может стать писателем, если подучиться?
Маша Трауб: Не знаю. У каждого своя судьба, свой путь. Кто-то выстреливает ярко и быстро, кто-то идет долгим путем. Учиться быть писателем? Нет такого образования. Даже у окончивших Литинститут в дипломе не написано: «писатель», «поэт». Пишут: «литработник». Есть много замечательных, невероятно талантливых писателей, у которых есть совершенно другая, не писательская, первая профессия – от Людмилы Улицкой до Дениса Драгунского. Чтобы стать писателем, нужны талант, работоспособность, трудолюбие, удача. И еще что-то неосязаемое – возможно, это называется даром.
Над материалом работала — Евгения Морогина
Фото — Александра Орлова