Какие необходимы ингредиенты, чтобы получить хороший роман? Необходимо взять столовую ложку комедии, щепотку философии, присыпать все психологией и подавать под фирменным соусом Елена Колина.
Елена Колина хорошо знакома современному читателю. Появившись сравнительно недавно на писательском олимпе, ее книги прочно заняли почетное место на полках библиотек многих читателей. Презентуя в Санкт-Петербурге, в родном городе писательницы, роман «Наука о небесных кренделях» Елена Колина в который раз подарила своим поклонникам погружение в иную реальность, придуманную ею и ожившую в умах благодарных читателей.
Нам удалось пообщаться с Еленой после презентации ее книги «Наука о небесных кренделях» в Буквоеде.
Fashion-concert: Расскажите о Вашем новом романе.
Елена Колина: На человека, избалованного любовью, воспринимающего благополучие как должное, на «принцессу мира», обрушивается беда, и не просто беда, — на нее и ее семью как будто небо падает. Что происходит с «принцессой мира», что она чувствует – не может поверить, что все это происходит с ней, хочет сбежать, смиряется, борется… Оказывается, прекрасный мир, в котором жила героиня, мир, состоящий из книг, любви, дружбы, смеха, — немного нереален, немного «мечта о небесных кренделях». Но не все коту масленица, и из своего нежного домашнего мира героиня попадает под жернова государственной машины…Страшно? Но чем страшнее обстоятельства, чем беспощадней окружающий мир, тем острей мы видим, что он прекрасен, тем яростней будем бороться за свое право считать, что мир прекрасен, — отсюда и название романа «Наука о небесных кренделях».
Fashion-concert: Ваши книги переведены на немецкий, польский, литовский, болгарский и другие языки. Вас просили адаптировать свои произведения под иностранного читателя?
Елена Колина: Нет, меня никто об этом не просил, но, может, лучше было бы, если бы попросили. Потому что мои немецкоязычные друзья, прочитав мои книги, переведенные на немецкий язык и сказали, что в переводе теряется ирония, не чувствуются детали, которые и есть изюминка. Например, в моей книге «Дневник новой русской» собака Лев Евгеньевич и кот Савва Игнатьевич, и некоторым персонажам, как бы забывшим «Покровские ворота», кажется, что это люди. Смысл этого при переводе, конечно, потерялся.
Fashion-concert: Вы в своих произведениях смешите читателя. А что Вас смешит?
Елена Колина: Меня может рассмешить все, что угодно. Меня может даже палец рассмешить (смеется). Я люблю смеяться. А в книгах я люблю иронию, люблю английский юмор, Вудхауса, например.
Fashion-concert: А Ваши романы Вас смешат?
Елена Колина: Я иногда смеюсь, когда пишу. Если я сама себя рассмешила, значит, хорошо получилось.
Fashion-concert: А как Вы относитесь к проблеме профессионального выгорания у писателей?
Елена Колина: Вы знаете, я когда-то писала 2 книжки в год, даже 2,5 книги, так получалось., — мне все время хотелось писать. Но сейчас я пишу 1 книгу в год. Я придумываю мир, придумываю героев, они не схематичные, они живые и каждый раз разные, это требует душевных сил.
Fashion-concert: Если бы людей можно было бы сравнить с книгами, то к какому бы жанру Вы себя бы отнесли?
Елена Колина: Какой хороший вопрос, какая интересная мысль! Я – женский роман. Дело не во всех этих типичных перипетиях женской судьбы, моя женская судьба — простая, линейная. Я — женский роман по структуре личности, я человек «про любовь», про дружбу, про отношения, у меня много подруг, много нежнейших дружеских отношений, я люблю театр, музыку… и не люблю фантастику, ни в литературе, ни в жизни. Самое фантастическое, наверное, что я сделала – это встала на горные лыжи. И то я на них так аккуратно езжу, тихонечко. Да, я — типичный женский роман.
Fashion-concert: Ваш путь в литературу нельзя назвать тернистым. Издательство в Москве Вас напечатало сразу. А если бы этого не случилось, Вы бы стали дальше стучаться в двери издательств? Вы амбициозный человек?
Елена Колина: Я человек очень амбициозный. Я люблю, когда то, что я делаю, ведет к успеху. Когда я преподавала, студенты говорили о моих лекциях «это круто», я часто встречаю своих бывших студентов, и они говорят «мы ваши лекции помним до сих пор». Вот это и есть мои амбиции, — чтобы получалось хорошо. Именно как амбициозный человек я никогда не стала бы идти «по тернистому пути», биться головой о закрытую дверь. Если не получается, значит надо делать что-то другое. А если получается – значит, ты на правильном пути, на своем.
Fashion-concert: А если бы это было всего лишь небольшая преграда на пути к успеху.
Елена Колина: Смотря, что считать преградой. Ну вот, например, мою первую книгу издали быстро, а со второй были проблемы: это ньюансы издательского дела, первую книгу издали в женской серии, а вторая книга была более серьезной, и в серию не годилась. Отказ – это всегда очень болезненно для автора, но я пошла еще в несколько издательств, и в итоге книгу издали, и потом переиздавали много раз,и сериал по ней сняли. Так что в каком-то смысле я очень упорная.
Fashion-concert: Вы через свои персонажи на страницах книг размышляете над какими-то вещами. В процессе рассуждения Ваш персонаж, наделенный по книге определенными качествами, приходит к своим выводам. Совпадают ли Ваши собственные выводы с тем, к чему в итоге пришел персонаж?
Елена Колина: Если этот персонаж мне очень дорог и любим, и я его ассоциирую с собой, то все его искания и перемены созвучны с моими. Обычно это главные герои. Бывает и так, что персонаж как бы сам мыслит, помимо моего желания, и я передумываю и соглашаюсь с персонажем. Но есть и персонажи, которые действуют согласно сюжету романа и не влияют на меня, не изменяют моих чувств и суждений.
Fashion-concert: Вводите ли Вы в роман каких-то новых персонажей, о которых первоначально и не думали?
Елена Колина: План романа всегда есть, но я не очень четкий человек, поэтому я помногу раз передумываю, переписываю. Для меня каждый мой роман это мой мир, в котором я живу, пока пишу, — а в мой мир всегда кто-то может заглянуть на минутку и остаться навсегда.
Fashion-concert: Верите ли Вы в судьбоносные встречи? Была ли встреча, которая как-то изменила Вашу жизнь или отношение к чему-либо?
Елена Колина: Не знаю, во что я верю. Если у кого-то так было, то, наверное, такие судьбоносные встречи существуют. У меня – нет, не было. Понимаете, я человек очень рациональный, никакая одна случайно вспыхнувшая искорка меня не изменит, я все обдумываю и продумываю. Конечно, что-то случайное – чьи-то слова, случайно сказанные, могут изменить мое настроение, отношение к чему-то, но не жизнь в целом. У меня так недавно произошло. Я была с историком моды Александром Васильевым в Стамбуле. И одна сказанная им фраза изменила мое отношение к жизни и смерти. Он сказал, что мы должны всегда помнить, что жизнь заканчивается, и что мы должны делать то, что мы хотим. Мы часто хотим чего-то, но не делаем этого по разным причинам, а потом умираем и больше никогда не можем этого сделать. В этой фразе нет ничего особенного, но есть особенное в самом Александре Васильеве – в его радостном мироощущении, и все – мое настроение, его личность, его слова, — в этот момент правильно совпало. И я додумала и сформулировала для себя сама: жизнь можно рассматривать как некий магазин, ты набираешь то, что ты хочешь и с этим подходишь к кассе, — и в жизненную корзину надо набрать как можно больше впечатлений, отношений, счастья. Кстати, мы в этот «момент прозрения» стояли в музее и рассматривали мумию (смеется).
Fashion-concert: Я прочитала, что Вы как-то в Германии в ресторане сказали друзьям, что Вашей мечтой является стать знаменитой писательницей, которая полностью состоялась. Это так?
Елена Колина: Я имела в виду, что классно было бы быть Джоан Роулинг, она уже так много сделала, что теперь может делать все, что хочет.
Fashion-concert: А что бы Вы для себя посчитали венцом писательской карьеры?
Елена Колина: Для себя не знаю, — книга рекордов Гиннеса за то, что я написала миллиард сто тысяч романов, или Нобелевская премия за то, что написала один гениальный роман, или нет, лучше прижизненный памятник на Дворцовой – я сижу в очках и с бутербродом у компьютера, по-моему неплохо… А если серьезно, слово «венец» мне не подходит, не хочу я никакого венца, хочу писать, а люди чтобы читали…
Над материалом работала — Евгения Морогина
Фото — Александра Орлова