…Созданье революционной воли —
Прекрасно-страшный Петербург!
Зинаида Гиппиус
Бессмертные строки романа «Петербург» Андрея Белого ожили на сцене Театра Музыкальной Комедии. 10 сентября при полном аншлаге состоялась премьера спектакля-мистерии «Белый. Петербург» режиссера Геннадия Тростянецкого.
Спектакль-вызов удерживает внимание с первых сцен до самых последних аккордов. Первое действие начинается с Кровавого воскресения 1905 года. Никакого вступления и времени на то, чтобы погрузиться в атмосферу. Сразу – расстрел, пробирающие до мурашек сцены хорового пения и ребёнок, плачущий над телом матери. Революция, словно ледяной душ, не спрашивает готов ты или нет, точно также режиссер не церемонится со зрителем и погружает его в эпоху перемен без подготовки. Безусловно колоссальная работа, проделанная композитором (Георгий Фиртич), автором либретто (Константин Рубинский), режиссером, постановочной группой и артистами не оставит равнодушным ни одного зрителя в зале.
Петербург – город мистический, «город-морок», город – сошедший с ума, стоящий на пороге перемен; город как олицетворение целой страны, судьба которой зависит от выбора каждого человека. 1905 год – год, когда «тучи сгущаются», когда нет уверенности в завтрашнем дне, когда ветер перемен уже вовсю гуляет в парадных Петербурга. Предреволюционная лихорадка, которая пока ещё покрыта романтичным флёром, заражает Николеньку Аблеухова (Владимир Садков), типичного представителя золотой молодёжи, который мало понимает по первости, что революция – это не игрушка, за что потом и рассчитывается «банкой с сардинами».
Первое действие спектакля – сплошь гротеск и карикатуры – на власть, на любовь, на семейную жизнь. С важным видом Аблеухов — старший (Виктор Кривонос) в окружении подхалимов -чиновников решает очень важные государственные вопросы путём «вымораживания» России льдом; его жена, Анна Петровна (Ольга Лозовая) легкомысленно сбегает с любовником-итальянцем; сыну до того наскучили светские забавы, что он развлекается игрой в революцию. Всё это — типичная праздная жизнь аристократии прошлого века. На фоне этих нелепых пустых хлопот назревает настоящий бунт. Дворянство, свято верящее в непоколебимость царской власти, с закрытыми глазами проходит мимо очевидно назревающего бунта. Революционеры уже вовсю разворачивают пропаганду, готовят террористические атаки и завлекают в свои ряды жаждущую приключений молодёжь.
Второе действие трансформирует не только характеры героев, но и саму постановку. Действия приобретают всё больше драматизма, полушутливый саркастический тон сменяется на трагичный. У главных героев рушится привычный уклад жизни – Аполлон Аполлонович Аблеухов после скандала на приёме у царя впадает в немилость. Он, в одной шинели, бродит по городу, встречая по дороге Пушкина и Гоголя, где авторы и постановщики тонко напоминают нам, что от сумы и от тюрьмы не стоит отрекаться. Резко приходится повзрослеть и Николеньке, когда его «шутливо», конечно же от имени партии, просят убить собственного отца. Вместе с Владимиром Садковым мы можем наблюдать, как рушатся воздушные замки избалованного жизнью студента. Здесь на первый план выходит фигура агента охранки и партийца Липпанченко (Александр Круковский), который готов идти по головам и переступить через любую мораль. В этой сцене разочаровывается в идеи революции и бомбист Дудкин (Игорь Шумаев). Прекрасный диалог Дудкина показывает нам, насколько он в ужасе от аморальности своего, некогда друга, Липпанченко. Мы видим, как актёр «очеловечивает» образ своего героя к концу постановки.
За два действия мистерии герои проходят путь вместе со страной от сонной праздности счастливого неведения к страшной кровавой реальности. Если в начале постановки мы видим Петра, который произносит монолог про «город-морок» Петербург, про город, который есть, но которого нет; именно Петру режиссер доверил произнести авторский текст Андрея Белого; то позже нам показывают карикатурное изображение революционного движения в лице Ленина и Ко., которые мирно сидят на пикнике в лесу и учат «зеленого» Николеньку, что «цель оправдывает средства».
Не осталась без внимания и тема любви в постановке. К концу второго акта герои так или иначе приходят к понимаю того, что семья – самое важное в жизни. Разочаровавшаяся в итальянских мужчинах Анна Петровна и, потерявший работу и власть, Аполлон Аполлонович наконец обретают друг друга после долгих лет непонимания в браке. Взбалмошная пассия Николеньки Софья Лихутина (Екатерина Попова) после дуэли мужа с Аблеуховым-младшим также понимает, что семья важнее мимолётных увлечений.
Финальная точка спектакля связывает события вековой давности с тем, что происходит сегодня. Фоторяд, транслирующий изображения революции, блокады и войны из чёрно-белых переходят в цветные, и вот мы уже видим то, что каждый день показывают в новостном выпуске по телевидению. Не так далеки те события, как кажется на первый взгляд. На заднем плане светится цифра – 2015, при полной тишине тикает принесённая лакеем бомба. Герои замерли, сидя за длинным столом… Режиссер даёт зрителю минуту, чтобы «остановиться» и пересмотреть свою жизнь. Занавес.
Контрастная постановка не даёт расслабиться ни на минуту. Сарказм сменяется трагизмом, тонкий юмор резко переходит в драму – режиссер держит зрителя в постоянном напряжении, меняя эмоции, как перчатки, которые невероятно точно передают ломанное, нестабильное, истеричное настроение Петербурга начала прошлого века. Мистерия «Белый. Петербург» — интеллектуальный спектакль, который придётся по душе любителям истории, литературы и революционного духа. Этот спектакль – это, своего рода, дань тем страшным годам, которые пережил город, захлёбываясь в крови, предательстве, утопичных идеях и революции; это возможность взглянуть на свою жизнь и свои поступки с другой стороны; это возможность стать более человечными сегодня, учась на ошибках вчерашнего.
Над материалом работала — Яна Квятковская