Как рождается мода

В субботу, 28-го марта, в Мультимедиа Арт музее на Остоженке открылась выставка «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива «Condé Nast», проходящая в рамках московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015».

Накануне, перед гостями и журналистами выступили куратор выставки Натали Хершдорфер и директор проекта Тодд Брендоу, сопровождающие московскую экспозицию. С российской стороны, проект представляли Ольга Свиблова, директор МАММ, и Анита Гиговская, президент издательского дома Condé Nast Россия. В день открытия выставки, также, в конференц-зале музея, Натали Хершдорфер и Тодд Брендоу рассказали собравшейся аудитории о том, как создавался данный проект и с какими трудностями они столкнулись в процессе работы над ним.

Экспозиция насчитывает более 160 винтажных отпечатков и десяток оригинальных журналов из архивов издательского дома Condé Nast в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Милане. И хотя Condé Nast сотрудничает ныне более чем с двадцатью странами мира, при отборе работ Натали Хершдорфер решила сосредоточиться только на этих четырех городах. «Я сама живу в Европе», — говорит Натали и поэтому, помимо самого Нью-Йорка, были выбраны европейские издания. Выставка дает возможность познакомиться с творчеством более 80 выдающихся фотографов, создавших и продолжающих развивать историю фотографии моды.

Как вышло, что фотография, изначально предназначенная для демонстрации модной одежды, получила ранг искусства? Когда, в 1909 г., Наст приобрел журнал Vogue, существовавший к тому времени уже 17 лет, тема моды занимала в журнале лишь некоторую часть от общего описания светской жизни. Полностью посвятив свой новый Vogue моде, Наст изначально делает упор на визуальный ряд, стараясь привлечь читателя запоминающимися образами — понятия «мода» и «красота» становятся неразделимы.

С развитием фотографии и технологий печати появляются все более качественные иллюстрации — Vogue превращается в одно из самых качественных по полиграфии и хорошо иллюстрированных изданий того времени. Конде Наст был убежден, что успех Vogue зависел от таланта и творческой свободы команды редакторов и фотографов, которая его создавала, и не скупится на развитие: каждому приглашенному фотографу предоставлялась студия, зарплата, ассистенты и все необходимое техническое оборудование. Фотограф, в свою очередь, должен был всегда оставаться на связи и быть готовым взяться за любое задание.

— Я не специалист по моде, я – историк фотографии, — говорит Натали, — поэтому при отборе материала я руководствовалась ощущением новизны, которое несла та или иная работа для своего времени. Я не руководствовалась модными тенденциями и не ставила перед собой цель прорекламировать платья какого-то модного дизайнера.

Поэтому, нельзя сказать, что выставка посвящена истории моды. К тому же, представленные работы взяты только из одного источника – архива Condé Nast, и с точки зрения исследователей моды, такая подборка была бы необъективной.

Как рождается мода

— Мы сосредоточили свое внимание на одном архиве, и это была очень непростая работа, — рассказывает г-жа Хершдорфер.

За 100 лет существования Condé Nast, в его архивах накопилось порядка 7 млн. фотографий. Все они, за исключением цифровых фотографий последних лет, хранятся на пленках в больших коробках, в специальных холодильниках. Не существует отдельной классификации по тематике, или, хотя бы, по фотографам – коробки расставлены согласно номерным выпускам журнала. Чтобы найти фотографии, например, Эрвина Блюменфельда, приходится просмотреть всю подборку за 1930-40-ые года – время, когда он сотрудничал с Vogue. Работу с архивом несколько упрощали национальные библиотеки, в которых можно было пролистать все номера журнала, выходившие в свет, а также помогали контактные листы с рабочими отпечатками.

— Подавляющее большинство работ, представленных на выставке, были опубликованы. Но вместе с тем, почти все они неизвестны широкой публике, — поясняет Натали.

Специфика журнального издания подразумевает его преходящесть. С выходом нового номера, предыдущий выбрасывается и быстро забывается. А между тем, на страницах журнала появлялись очень достойные, значимые для своего времени работы. Хотя, безусловно, далеко не все содержимое журнала можно отнести к произведениям искусства.

Как рождается мода
Берт Штерн. Американский Vogue, апрель 1962 г.

Центральной темой всей экспозиции является женский образ. Это неудивительно, ведь изначально мода ориентировалась более всего на женщин, и задачей фотографов считалось создание именно идеальной женщины. Мужское присутствие в кадре практически исключается, что отличает, в общей массе, представленные работы от современных, где фигуры мужчин часто используются в качестве декораций для демонстрации женской привлекательности, сексуальности и власти. Натали Хершдорфер поделилась с нами своими соображениями на этот счет:

— Если мы проследим развитие фотографии, то заметим, что, в основном, в кадре – женщина. Мужской образ, действительно, возникает очень-очень редко. И отношения между мужчиной и женщиной – это довольно новое направление в фотографии, появившееся только с 70-ых годов, благодаря Хельмуту Ньютону. Выставка охватывает 100-летний период, и в этих временных рамках в объективе, все же, чаще всего, находилась женщина.

Изначально, к съемкам в журнале привлекались девушки из богатых семей. Однако, зачастую, они вели себя слишком скованно на съемках, и фотографы переключились на актрис и звезд Голливуда. А позже, в мире, созданном поколением фотографов, таких как Брюс Вебер, Питер Линдберг и Паоло Роверси, их место заняли манекенщицы, превратившиеся в супермоделей. Клаудия Шиффер, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл и Кристи Тарлингтон – зачастую превосходили по популярности звезд кино. Человеческое лицо, к выбору которого фотографы подходили с особой тщательностью, стало для редакторов журналов своего рода брендом.

Фотографии, представленные в экспозиции, сгруппированы по четырем временным периодам: 1910-1930-ые гг., 1940-50-ые гг., 1960-70-ые гг. и 1980-2000-ые гг. Отбор работ для проекта завершился три года назад, и поэтому самые свежие фотографии датируются 2012-ым г. На взгляд FC, ввиду такого подхода, переход от пленочной фотографии к цифровой, столь значимый для фотоискусства, оказался слабо-акцентированным на выставке. Натали Хершдорфер так прокомментировала нам эту ситуацию:

— Когда я только начинала работу над проектом, это было в 2010 г., сложно было оценить масштаба всего мероприятия. С точки зрения 100-летней истории Condé Nast, цифровой период занимает весьма непродолжительное время. Но если бы я делала этот проект сегодня, я бы по-другому отнеслась к данному вопросу.

За столетнюю историю существования Vogue, слово «fashion» получило смысл более широкий, чем следует из его прямого перевода. Fashion – это образ жизни, вдохновленный красотой. Натали говорит так:

— Красивые девушки, красивые тела, красивая одежда… Но этого недостаточно. Фотография должна отражать некую мизансцену – тщательно продуманную мечту.

Мечта иллюзорна и переменчива. Ее осознание требует постоянного поиска новых решений, образов и технических приемов. За 100 лет существования Condé Nast, представления об идеальном образе жизни все время менялись. Менялись и стили фотографии, и способы представления женского образа – от интерьерных, салонных снимков до съемок на пленере и на фоне городского пейзажа. К отчетливо постановочным решениям прибавляются концепции «случайного кадра».

— Очень сложно избежать повторения и самоцитирования, даже для настоящих профессионалов, — делится соображениями г-жа Хершдорфер.

Примером постоянного развития и поиска новизны могут служить представленные на выставке произведения видео-арта, такие как французский ролик от авторов Инез и Винуд, или композиция «Постоянно меняющийся лик красоты» Сольве Сундсбо, созданных для Vogue-2012. Завораживающие образы в сопровождении медитативного звукового ряда заключают в себе чистую fashion-концепцию и доставляют зрителю подлинное эстетическое наслаждение.

Чтобы «оставаться на плаву» в современных условиях и не потерять позиции лидера в области fashion-фотографии, необходимо постоянно следить за появлением новых тенденций и не прекращать поиска нового. Натали Хершдорфер не думает, что с появлением огромного числа фото-блогеров и увеличением количества любительских фотоснимков, заполонивших интернет, fashion-фотография прекратит свое существование в виде отдельного профессионального направления. Ведь профессионализм так просто не зарабатывается.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ФОНД ФОТОВЫСТАВОК, МИННЕАПОЛИС / НЬЮ-ЙОРК / ПАРИЖ / ЛОЗАННА

Выставка будет проходить с 28 марта по 7 июня
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16
Официальный сайт проекта: МАММ

(В статье использованы текстовые материалы экспозиции и официального пресс-релиза, приводятся выдержки из лекции и интервью с Натали Хершдорфер.)

Текст: Левова Лола

 

Из материалов экспозиции (фотографии предоставлены МАММ):

 

Фоторепортаж с открытия выставки: Левова Лола