Грохот ударной установки, рев электрогитар и живое исполнение — вот неотъемлемая составляющая любого рок-концерта, а еще буря положительных эмоций зрителей и исполнителей. Все так и было в пятницу 13 февраля в московском клубе «ТеатрЪ». Известные панк-исполнители: группа «Смех» и группа «Тени свободы» порадовали фанатов своим выступлением. Ребята общались со зрителями, смеялись, шутили и конечно играли: мощно и весело. Зрители с удовольствием подпевали, прыгали, толкались, веселились. Вот он такой весь панк — задорный, позитивный, немного алкогольный, но ни в коем случае не агрессивный.
После концерта лидер группы «Смех», Сергей Метель, с удовольствием ответил на наши вопросы.
— Сергей, во-первых, мы от лица всех ваших фанатов благодарим за концерт, все было здорово, отыграли на все 100%.
— Спасибо большое конечно. Мы, правда, лажали, но все группы лажают… Мы же живые
— Сергей, почему именно пятница 13?
— Пятница 13 – необычный день. Его мало кто отмечает, а если и отмечают, то, наверное, лишь те, кто имеет чувство юмора, верит во что-то потустороннее. Именно вера в потустороннее, с моей точки зрения, дает возможность существовать в сегодняшнем бреду. Пятница тринадцатое, скорее всего, уже некий позитив, как и, например, такие слова как «Ад», нежели чем «Рай» и «благополучие».
— В Интернете вы все время подчеркиваете, что не выступаете в акустическом исполнении, что не видите в «акустике» своих песен. Почему такая категоричность?
— Я, действительно, не вижу наших песен в другом исполнении. Хочу сказать, что, когда я сочиняю наши песни, я их сочиняю на акустике, но при этом я чувствую, что в «роке» это будет звучать очень круто. Потом я перекладываю песню на «рок», и мы её исполняем, но у меня никогда не возникало желания исполнять на акустической гитаре. Так как песня должна быть «драйвовой» по панку и то, что я хочу сказать песней у меня никогда не укладывается в акустике, надеюсь, что никогда и не уложится. Задор, наверное такой, ребяческий. По поводу других исполнителей, скажу, что это их личное дело. Ни для кого не секрет, что это удобно для устроителей: меньший гонорар, так же не надо оплачивать проезд всей группе, да и дополнительный способ заработка, но я к этому никогда не стремился, так как считаю, что это не главное в рок-музыке, для меня главное – показать себя такими какими мы есть и другого мы не видим.
— Не было ли мыслей убрать ненормативную лексику из своих песен, стать более форматными для радио, набрать еще большую популярность и, может быть, стать панками-миллионерами?
— Конечно же, такие мысли бывают, особенно когда смотришь на группы, которые выступают с тобой на одной сцене, а потом они вырываются в радио-формат и, соответственно, становятся более популярными. Но у меня нет такой цели. Я, конечно, очень хочу, чтобы наши песни звучали на радио, что бы их слушало большее количество людей, но, наверное, то, что я хочу донести в своих песнях мне более важно, чем, чтобы их слушали более масштабно. Сейчас интернет очень развит, песни находят своих слушателей через него. В любом случае, группа «Смех» сейчас на слуху. Может быть, требования для радио изменятся, будут востребованы другие варианты исполнения панк-музыки, даже с ненормативной лексикой. Например, группа «Ленинград», которая ни на что не обращает внимание и платит огромные штрафы, но они очень раскручены и с нами этот вариант не сработает. Мне кажется, наши песни могут звучать только на радио с названием «Уретра FM». Как раз скоро и будет песня с упоминанием того, что наши песни могут звучать на радио «Уретра FM», мы работаем над этим.
Когда-то у Билли Джо Армстронга, лидера группы «Green Day» спросили, что такое панк. Тогда он пнул мусорный бак и сказал: «Вот это — панк!». Тогда, тот кто его спросил, пнул тот же бак и вновь спросил: «Так это панк?». И Билли Джо ответил ему: «Нет, это— мода!»
— Что лично для тебя панк?
— Я бы сказал, что для меня панк — это состояние души, в котором ты имеешь свою четкую позицию, которую ты всегда будешь отстаивать, на которую никогда никто не повлияет. Конечно же это субкультура, она не слишком развита, но мне кажется, что именно эта субкультура намного честней остальных и более близка к человеческому пониманию. Панк – это, прежде всего, быть самим собой, защищать себя, защищать таких как ты, не давать никого в обиду. Опять же, панк, как бы это банально не звучало, — это протест, но протест правильный, отточенный годами, ярко выраженный и точно поставленный. И для меня лучше заявлять это музыкой, которая бодрит, чем просто говорить об этом.
— Сергей, вас можно сравнить с группой «NOFX», на концертах этой группы всегда творится что-то невообразимое, например, кидаются пивными банками в исполнителей. Почему в России все происходит более гладко?
— Аналогия с «NOFX» правильная, это моя любимая группа. Эта группа сделала меня и сыграла большую роль в нашей музыке. Но я никогда не стараюсь делать так, как делает кто-то. Почему такого нет у нас в России? Скорее всего, потому что это не слишком развито. На радио продвигается определенная музыка, которая зомбирует слушателей, и мы, в любом случае, опаздываем от Америки по вкусам, по жанрам, но думаю, что когда-то все будет хорошо и панк-рок, как субкультура займет свое место у нас, и все будет происходить более масштабно. Но, в любом случае, случится это или нет, я всегда буду делать то, что делаю.
— На ваших концертах вы пьете алкоголь со сцены, используете в общении с фанами нецензурную лексику, в то время как другие рок-исполнители пропагандируют вегетарианство, бег по утрам и здоровый образ жизни, почему такая позиция?
— По поводу алкоголя — я пью часто, иногда много. Но, например, до этого концерта я не пил две недели. Я стараюсь заниматься спортом, так как мне не 25 и даже не 30, годы берут свое. Стараюсь держать организм в тонусе, но иногда позволяю себе алкоголь, потому что я это очень люблю, и когда человек навеселе, он более честный, более веселый и все это круто и называется «угар». Мое мнение по этому поводу — заниматься можно всем, но без фанатизма. Крайности не нужны.
— У вас нет желания или планов снять фильм о группе, написать книгу, или, может быть, что-то ещё?
— Как раз сегодня мы снимали ролик об одном дне человека, который идет на концерт группы «Смех». Нам понравилась эта идея, этим роликом мы хотим показать, что мы хорошая группа, и на наши концерты стоит ходить. Ну, конечно же, это и какой-то способ раскрутки, чтобы люди видели видео. У нас не получается так часто снимать видеоклипы, как, например, у группы «Ленинград» — одна новая песня и сразу же с клипом. На все это, конечно же, нужны финансы, и так как мы считаем себя D.I.Y.-группой, ни на каких краудфаундинговых платформах не просим денег — зарабатываем их сами. Насчет книги — может быть, я бы что-то и написал, но скорее всего это будет музыкальное произведение, может быть, оно будет длиннее, чем какая-то песня. А писать книгу — это явно мне не присуще, так как я это сделаю намного хуже, чем какой-либо писатель. Если ты умеешь хорошо готовишь, то не стоит лезть учиться водить электричку. Я занимаюсь тем, что мне нравится и тем, что у меня хорошо получается. Конечно же, стоит расширять свой кругозор, но я достаточно плотно занят тем, чем сейчас занимаюсь и мне не до написания книги. Возможно, когда стану старым и дряхлым, я что-нибудь и напишу, но сейчас таких мыслей нет. Видимо, пока нечем поделиться пока с людьми в виде печатной продукции. Наверное, просто стоит приходить на наши концерты, смотреть, что мы делаем, слушать нашу музыку и поддерживать нас.
На вопросы отвечал Сергей Метель.
Примерял панковский образ Георгий Поляков..
Фото Мария Голованихина.