10 ноября в российских кинотеатрах увидит свет новый фильм уже прославленного Дени Вильнева «Прибытие» – научно-фантастическая лента, ставшая драмой о влиянии инопланетных существ на внутренний мир и восприятие жизни одного человека.
Лицо канадской режиссуры в Америке Дени Вильнев вот уже в третий раз берется покорять Голливуд. И стоит заметить, что делает он это обычно мастерски. Критики остались очень довольны его «Пленницами» и «Убийцей», всячески восхваляя режиссера.
Новый фильм Вильнева «Прибытие» уже с восторгами отшумел на Венецианском фестивале и встал в самое начало очереди в кассу, где выдают «Оскары». В новое плавание за наградами режиссер не взял знаменитого оператора братьев Коэн Роджера Дикинса, который работал с Дени уже дважды и принес его фильмам две номинации на «Оскар». Однако вновь прихватив с собой композитора Йохана Йоханнссона, Вильнев в очередной раз бросился на покорение голливудского холма и, судя по неисчислимым восторгам критиков, не прогадал. Но стоит ли фильм на самом деле таких высоких оценок?
Сюжет основан на научно-фантастической повести Теда Чана «История твоей жизни». На Землю спускается двенадцать инопланетных кораблей. Чтобы установить контакт с пришельцами, правительство обращается за помощью к профессору лингвистики Луизе Бэнкс (Эми Адамс). В паре с физиком Яном Доннели (Джереми Реннер) она должна узнать у пришельцев откуда они и зачем прилетели на Землю. Но исследование во благо человечества становится для Луизы чем-то очень личным, когда у нее начинаются видения.
Вильнев любит трудные задачи. Вот и на этот раз он рискнул обратиться к сценарию, который лежал на полке с 2012 года. Многие студии проявляли к нему интерес, но никто не решался взяться за столь сложный сюжет. Вильневу же к таким историям не привыкать. Он любит слеплять драмы из фильмов совершенно другой жанровой категории. Сначала режиссерское кресло «Прибытия» было закреплено вовсе не за ним, но только он взял и сделал. Так первая научно-фантастическая лента Дени Вильнева превратилась в очень необычную историю о влиянии инопланетных существ на внутренний мир и восприятие жизни одного человека. Пришельцы-осьминоги, общающиеся с помощью странных рисунков чернилами в воздухе? Да. Двенадцать НЛО по всему миру? Да. Но это больше средство, нежели цель. Цель – она, героиня Эми Адамс. Даже тогда, когда речь вроде идет только о пришельцах, чувствуется, что вся вселенная фильма существует для нее. Все происходящие события показаны исключительно с точки зрения Луизы. Многие сцены мы буквально видим ее глазами, будто вставая на ее место. Вся эта история появилась именно из-за нее. Луиза была абсолютно права, сказав: «Мне кажется, что все это для нас двоих» (для нее и героя Реннера). Все развитие сюжета служит тому доказательством.
Сценарий Эрика Хайссерера сильный и глубокий, как сам первоисточник. Банальная, пусть увлекательная и качественно исполненная, история о прибытии инопланетян превращена в историю жизни. Именно первая существует для второй, а не наоборот. Это не умаляет важности и значимости каждой из них, поскольку они невозможны друг без друга, но расставляет определенные акценты. Зря создатели фильма все-таки отказались от оригинального названия повести. Несмотря на кажущуюся простоту, оно гораздо лучше отражает суть. Проблема мирового масштаба проходит через призму восприятия отдельной личности. Именно с такого угла зрения в сюжете появляется второе дно, а фильм становится чем-то большим, чем научной фантастикой.
Первая скрипка удачно отдана Эми Адамс. «Прибытие» точно потеряло бы половину своей привлекательности, если бы Вильнев ошибся с выбором актрисы. К счастью, с режиссером такие казусы обычно не случаются. Внутреннее напряжение Луизы можно буквально кожей почувствовать с первой минуты фильма.
Остальные актеры, среди которых замечены не кто-то, а Джереми Реннер и Форест Уитакер, почти лишены возможности играть, поскольку их роли не прописаны больше, чем нужно для демонстрации всей глубины героини Адамс. Это не может не огорчать. Сюжет буквально канатами привязан к Луизе и практически не делает и шага в сторону. С одной стороны, такова история, но, с другой стороны, очень жаль, что ни у кого из актеров кроме Эми нет возможности профессионально раскрыться.
Несмотря на то, что в «Прибытии» мы не видим работу талантливого Роджера Дикинса, фильм вполне можно назвать усладой для глаз. Операторская работа Брэдфорда Янга весьма неплоха. А тут есть что показать! Правда большая часть всей красоты все же приходится на компьютерную графику. Весь визуальный ряд, связанный с пришельцами, завораживает. Стоит отметить и отличную работу Йохана Йоханнссона. Особенно запоминаются композиции, звучащие в прологе и эпилоге.
Всем, кто читал первоисточник, обязательно бросятся в глаза политические разборки между странами, которые появились в сценарии вопреки сюжету повести. Но не лучше ли продолжить рассуждения о киноискусстве и не влезать в политические дрязги? Скажу только, что эта линия в сюжете совершенно лишняя и нужна «Прибытию» как козе баян. Фильм без нее абсолютно ничего бы не потерял, а стал только лучше.
Любителям динамичных лент может быть немного тоскливо из-за того, что действие практически постоянно происходит на одной территории, перемещаясь в корабль пришельцев и обратно на поле рядом с ним. Но это стиль Вильнева. Его фильмы обычно неспешны. Сам режиссер сказал, что среди всех научно-фантастических сценариев ищет более оригинальные, избегая голого экшена.
«Прибытие» однозначно стоит рекомендовать к просмотру. Если вы хотите получить два в одном – отличную драму и красивую фантастическую ленту, то вы обратились по адресу. Особенно картина должна прийтись по душе тем, кто питает глубокие чувства к «Интерстеллару» Нолана, хотя до него фильму Вильнева все-таки далековато.
Заслужило ли «Прибытие» вообще столь высокую похвалу – вопрос спорный. Фильм хорош и действительно впечатляет, но все-таки не настолько, чтобы аплодировать ему стоя.
Автор: Марина Гераськина
Фото: https://www.kinopoisk.ru